Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения архиепископа Амвросия

28 марта исполнится 90 лет со дня рождения архиепископа Амвросия (1930–2016), который почти тридцать лет возглавлял Иваново-Вознесенскую и Кинешемскую епархию РПЦ. Трудно назвать другого общественного деятеля, которого столь же любили и уважали в области. «Рабочий край» попросил поделиться воспоминаниями тех, кто близко общался с владыкой.

Наталья Морозова, тележурналист: 

«В село Толпыгино, где владыка начинал свое служение, мы для съемок приезжали не раз. Записывали там воспоминания бабушек, которые знали его еще совсем молодым. Они рассказывали, как в первые годы своего служения, еще в 70-е годы, он очень любил гулять по берегу реки Шачи. Красивый, статный, он часто подолгу стоял и смотрел на небо и на природу. Зрелище, видимо, было настолько завораживающим, что многие селяне бежали наблюдать, прячась за кустами и деревьями. А одна женщина рассказала, как, впервые увидев молодого красивого священника с добрым лицом, ее маленький сынок вдруг подбежал к нему и тихо сказал: «Здравствуй, Бог». На что отец Амвросий тогда просто и спокойно ответил: «Здравствуй, мальчик». И всё. Не стал ему ничего объяснять, расстраивать и разочаровывать. Несмотря на молодость, это был очень мудрый человек, который удивлял селян своим глубоким и трепетным отношением. 

Для меня было огромной радостью работать с ним. Он очень гармоничен был в кадре, подхватывал с любого момента, если нужно было что-то повторить. Его, что называется, любила камера. Операторы знают, что это бывает нечасто. Владыка всегда был точен и убедителен в комментариях. И даже в почтенном возрасте оставался аккуратным, свежим и очень красивым человеком. Но самое главное, от него исходила такая великая любовь, которая окутывала каким-то облаком. Приедешь к нему на съемки – и уходить не хочется. Так бы и оставалась рядом. И не только я, конечно. Многие обращались к нему с любыми вопросами и проблемами, за семейным советом и даже денег просили не стесняясь. А он не отказывал никому. Помощники владыки, конечно, берегли его и как могли ограждали. Но если узнавал, что в приемной ждут люди, он принимал их, даже несмотря на усталость. К нему и правда шли как к живому святому».

Игумен Филарет, настоятель Воскресенского храма в Вичуге:

– О владыке Амвросии у меня остались воспоминания с детства. Прихожанином храма в Фурманове я стал еще совсем мальчишкой. Каждый приезд правящего архиерея всегда был большим событием и настоящим праздником, я с огромной радостью ждал его. И царственный величавый его приезд, и вход в храм и, конечно, сами проповеди, очень понятные, потому что сказанные от сердца. Во многом благодаря им я выбрал свой жизненный путь. А когда в 90-е годы стал уже служить сам, помню, как и священники всегда радостно ждали приезд владыки. Его встречали не как вышестоящего начальника, а всегда как самого желанного гостя. А священников в то время было немного, все друг друга знали, встречались часто и очень тепло общались. Накрывали стол, который ставили через несколько проходных комнат в сельском доме. Как правило, такой длинный, что на одном конце пели песнопения, а на другом уже русские народные песни. Владыка очень любил такие поездки по приходам, чтобы собрать всех вместе. Он и сам прекрасно пел во время застолий, любил пошутить. Кстати, мирских гостей у него тоже было немало, причем и высокие чиновники, и простые люди. Помню одну женщину – Фаину Никитичну из Приволжска, у нее был очень низкий зычный голос. Она как-то особенно красиво читала Апостолов. Владыка всегда был рад повидаться с ней и называл ее в шутку отец Фай. За столом ей был особый почет. Архиепископ вообще очень любил общаться с людьми. И нас, молодых священников, всегда как-то сводил с опытными, умудренными отцами. Меня часто брал в поездки по приходам нашей епархии. И даже потом, когда я стал служить в Вичуге самостоятельно, проезжая мимо в кинешемские приходы, брал с собой – звонил заранее и говорил, чтобы я выходил на дорогу. Это было так трогательно. Я видел, как много на него выливалось негативного, сколько ему приходилось выслушивать конфликтов и споров, но никогда он не срывался ни на кого, даже когда очень уставал. Это был настоящий любящий отец. Сейчас мне его очень не хватает. 

Архимандрит Никандр, настоятель храма Илии Пророка в Иванове:

– Помню, в 90-е годы, нашей епархии немцы подарили уазик. Тогда по всей стране было тяжело, не платили зарплату, были перебои с продуктами. А владыка вместе со своим водителем Николаем на этой машине развозил продовольствие по деревням и отдаленным приходам. Говорил, что надо поддержать священников, особенно многодетных. Ему ничего было не жалко, а люди постоянно что-то приносили, поток посетителей не кончался ни днем, ни ночью. Мы ворчали, мол, надо себя поберечь, а он говорил, как же можно отказать человеку, ведь он приехал издалека, ему же что-то нужно. Сам он был далек от хозяйственных и экономических дел. Не вникал особо ни в расценки, ни в бухгалтерию, ни в процессы строительства (строилось храмов тогда много). Он абсолютно доверял специалистам и служащим епархии. И ни у кого и мысли не было этим воспользоваться во зло. Владыка понимал, как трудно было всем настоятелям, ведь приходилось быть и прорабами, и снабженцами, уметь договариваться и с властью и с паствой. И главное, служить Богу, помогать людям. Но он всегда находил самые верные слова, чтобы укрепить человека, воодушевить его. А всякое бывало. Не все молодые люди в епархии, в том числе и священники, вели себя пристойно – и хулиганили, и нахальничали. Выгнать их из духовенства – было самым простым и естественным решением. И как архиерей он мог это сделать, но до последнего давал всем шанс, не читал нотации, а буквально простым словом, доверительной интонацией убеждал. И ведь исправлялись, не хотели его разочаровывать. 

Владыка очень любил природу. Мы часто, в любое время года выезжали небольшой компанией куда-нибудь на речку, на пикник. Пока мы купались или гуляли по полям, он сам готовил нам обед на плиточке или на костре: начистит картошки, сварит супчик, порежет овощей. Это были удивительные поездки. Мы много и говорили, и молчали. Владыка подолгу любил смотреть на воду и слушать и прямо ловить ветер. Мы старались уберечь его от него, чтоб не простудился. А он говорил: «Не надо, это же дыхание Бога».

Анатолий Павлович Щуров – будущий архиепископ Амвросий – родился в крестьянской семье в Тверской области. По окончании десятилетки поступил в Московскую духовную академию. В 1952 году назначен настоятелем церкви села Толпыгино Ивановской области, в которой с небольшими перерывами прослужил 10 лет. Затем был зачислен в клир Преображенского кафедрального собора города Иваново и вскоре стал его настоятелем. 

В октябре 1977 года стал епископом Ивановским и Кинешемским. Одним из тех, кто тогда совершал хиротонию, был будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 

В 1991 году ивановский владыка стал архиепископом. В годы управления им епархией было открыто десять монастырей, несколько монашеских общин.

Летом 2006 года Священный синод постановил архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия почислить на покой и выразил ему благодарность за понесенные долголетние архипастырские труды по управлению Ивановской епархией.

Скончался архиепископ утром 8 ноября 2016 года. Погребен у Петропавловского храма на кладбище в Балино.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам