Обучение по них проведет в декабре Ивановский государственный политехнический университет
Подтверждены 156 диагнозов. 5 человек умерли
157 подтвержденных диагнозов, 5 человек умерли
В ночь с 24 на 25 ноября в уборке улично-дорожной сети областного центра были задействованы 28 единиц спецтехники
Победителя выберут 11 декабря
Наталья Мухина
У троллейбуса две дороги – внизу и сверху

Анатолий Кравченко учится водить троллейбус. Мужчине 31 год, позади 356 часов теоретического обучения и много дней практики. В кабине на потолке надпись «no fear». В соответствии с этим девизом мы доезжаем от депо до областной больницы спокойно и плавно – без страха. 

«Я занимаюсь с февраля. Почему решил пойти? У меня друг тут трудится уже три года, – рассказывает будущий водитель, жест показывая пассажирам на остановке, что в салон учебного троллейбуса им нельзя. – Раньше я работал на стройках. А теперь буду водить такую огромную машину. Размеры троллейбуса впечатляют. Уже жду, когда можно будет возить людей». 

Вообще, МУП «ИПТ» готово принять на обучение практически всех. Условий не так много: возраст – старше 21 года, успешно пройденная медкомиссия, готовность отработать на предприятии минимум три года. «Мы тратим много денег и времени на подготовку курсантов, – рассказывает начальник троллейбусного депо Анатолий Кубышкин. – Обучение длится полгода, во время него платится стипендия в 12 130 рублей, поэтому в договоре указано, что водитель обязан отработать на предприятии определенный срок». 

Газ, тормоз и руль

Чтобы перевозить людей по городу, нужно в первую очередь изучить теорию. В учебном классе преподают среди прочего культуру обслуживания в общественном транспорте, правила оказания медпомощи, объясняют устройство внутренних механизмов троллейбуса. Машины изучают и на практике – в ремонтном цехе МУП «ИПТ». 

Основы вождения тоже проходят в учебном классе. Здесь установлен рабочий макет кабины троллейбуса, где есть все используемые агрегаты подвижного состава. Можно сесть в кресло и понять, как работают кнопки и рычаги. Они, как в реальной машине, открывают двери и включают свет в импровизированном салоне. 

А вот проблемы в том, чтобы пересесть за руль современного троллейбуса, обучаясь на старом, нет. По словам начальника депо, принцип действия любой модели троллейбуса один и тот же: «Скажем, человек всю жизнь управлявший «Рено», ведь сможет рулить «БМВ». Да, придется какое-то время привыкать, но особых проблем это не доставит. Вот и тут так же. Например, у новых троллейбусов отличается конструкция некоторых деталей, а в управлении больше электроники. Но в целом всё то же самое: газ, тормоз и руль». 

Получается не у всех

Притом что все троллейбусы похожи, управлять такой большой машиной непросто. «Некоторым так и не удается научиться», – рассказывает мастер по производственному обучению вождению Владимир Борисов. Сам он водит троллейбус уже 34 года, четыре из них – помогает курсантам освоить профессию: «Я, конечно, больше люблю просто работать на линии. Преподавать – это совсем другое. Тут многое зависит от ученика, его способностей и опыта. Скажем, тем, у кого был свой легковой автомобиль, учиться проще. Когда есть опыт вождения, легче вникать в многочисленные нюансы. Но главная наша сложность в том, что у троллейбуса, считай, две дороги! Внизу – асфальт, сверху – контактная сеть».  

До получения прав курсант ездит на специальной учебной машине. Там два комплекта педалей, чтобы в критической ситуации «второй пилот» мог затормозить. На таких машинах никогда не перевозят пассажиров: курсанты слишком неопытны, чтобы нести ответственность за других людей. 

На учебных рейсах ученик накатывает 154 часа, сдает экзамен в РЭО ГИБДД и допускается к перевозке людей. После получения категории Tb водитель садится за руль обычного троллейбуса и может перевозить пассажиров. Еще 286 часов водитель проходит стажировку по городу в сопровождении опытного наставника. От всех других троллейбусов его отличает только надпись «За рулем стажер». Но переживать, увидев такую табличку, не стоит. Во-первых, водитель уже прошел длительную подготовку, во-вторых, с ним рядом точно есть человек, который подскажет, как действовать, если вдруг сложится критическая ситуация. 

Впрочем, с этим проблем не бывает. Если троллейбусы и попадают в ДТП, то не бывают их виновниками, а крепкий кузов и небольшая скорость – до 55 км/ч – не позволит пассажирам получить травмы при аварии. 

Инструктор Владимир Борисов не смог вспомнить ни одного ДТП с курсантами за 34 года своей работы.  

Как стать водителем

Группы курсантов набирают два раза в год: когда-то их численность достигала 30 человек, но в 2020-м в ИПТ набрали всего восемь. Из них только пять дошли до выпуска и сдачи экзамена в ГИБДД. Так что новых учеников на предприятии ждут всегда.  

Не все выпускники потом возят людей по Иванову. Одни понимают, что такая профессия не для них. Другие переезжают, третьих смущает скромная зарплата новичков. На предприятии уточняют, что если опытный водитель может получать до 70 тысяч рублей в месяц, то стажер при графике два через два заработает около 17 тысяч и целый год не сможет брать работу в выходные. Хотя есть и плюсы для всех. Например, водителям троллейбуса положены льготы: они имеют длинный отпуск (42 дня) и выходят на пенсию на пять лет раньше. 

Узнать, набирают ли сейчас группу по обучению вождению, можно в отделе кадров МУП «ИПТ» по телефону 8 (4932) 50-52-00 добавочный 15-05. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Ольга Хрисанова

Верните уволенных или отдайте деньги 

1 декабря – время отчитываться за льготы

Наталья Мухина

Герои новогодних шаров

Пять часов – и можно вязать бантик

Наталья Мухина

«Плохую машину «Адмиралом» не назовут»

Троллейбус, который умеет кланяться, ездить без рогов и видит почти всё 

Ольга Хрисанова

Кто ставит зимнюю резину в марте?

Откровения шиномонтажника