Аттракцион заработает 1 мая
Отключение тепла начнется 25 апреля
Она объединила более 500 студентов высшего и среднего профессионального образования
Вывезено около 90 процентов собранного мусора
Марина Москвина – водитель автобуса с восемнадцатилетнем стажем, десять из которых она колесит по городскому маршруту № 14

Когда неожиданно ей поступило предложение выучиться на водителя категории Д, то есть получить права для перевозки пассажиров, наша героиня работала бухгалтером в ТТУ. Предпосылок, чтобы кардинально сменить работу, не было. Хотя к тому времени она осталась с маленьким ребенком одна, денег катастрофически не хватало, молодая женщина выбивалась из сил, чтобы оплачивать счета, в том числе и за спортивные занятия сына.

На жизнь не хватало, приходилось постоянно занимать деньги и ломать голову, как отдать долги. А тут знакомый в маршрутке предложил: приходи к нам работать. «Где я и где маршрутка? – вспоминает Марина. – Вообще-то права у меня были, а опыта почти никакого. В гололед, дождь, ночью за руль не садилась никогда. Хотя на женщин-водителей смотрела с завистью. И вот я думала три месяца, а потом решилась и пошла учиться. Сдала экзамены, всё сложилось и начала работать». Устроилась к частному перевозчику, получила машину – и вперед на маршрут. Это было в начале двухтысячных.

Отработала Марина на маршрутке восемь с половиной лет, а потом ее женскому терпению пришел конец. А терпеть было что: во время поездки постоянно нужно и следить за пассажирами, и брать деньги за проезд, и отсчитывать сдачу, при этом вести машину, соблюдая правила – напряжение колоссальное. К тому же техническое обслуживание «газели» тоже ложилось на хрупкие женские плечи. Особенно трудно было зимой в морозы. На стоянке просила охранников, чтобы вскипятили чайник – нужно было кипяток лить на редуктор, применять прочие технические, совсем не женские хитрости. Марина поняла, что устала. И стала думать, как бы найти работу попроще, например кондуктором: не надо всё время смотреть на дорогу, заниматься машиной – безопаснее и спокойней. Но знакомая отговорила: если есть опыт вождения, зачем понижать уровень. Пригласила на работу водителем автобуса на другое пассажирское предприятие. Так Марина стала первой женщиной – водителем городского автобуса в Иванове.

«Здесь, за рулем «Богдана», работать стало гораздо спокойнее, цивилизованнее, что ли», – улыбается Марина. Улыбка у нее очень хорошая, говорит женщина мелодично и размеренно, движения плавные и точные. Такую встретишь на улице – примешь за учительницу или заведующую лабораторией, но никак не за водителя большой машины с пассажирами в салоне. У нее всегда аккуратные макияж, прическа, маникюр и обязательно капля духов. Флакончик вместе с пилочкой для ногтей занимают почетное место в кармашке панели – там, где у большинства водителей-мужчин валяются сигареты и зажигалка. Дресс-код женщины – водителя автобуса – брюки и кроссовки. Когда такая большая рулевая колонка, в платье или в юбке сидеть неудобно. Хотя после работы Марина их с удовольствием надевает. 

Между собой водители-конкуренты сейчас ладят, не то что было раньше на маршрутках – вспоминать не хочется. Хотя Марина не участвовала в гонках по городу, когда ради выручки маршрутчики нарушали все правила и рисковали пассажирами. Но понервничать из-за них приходилось. Тогда частенько в ходе рейдов ГИБДД выявляла гастарбайтеров из южных республик без водительских прав и даже без элементарных знаний правил дорожного движения. Сейчас всё спокойно: никто ни на кого не нападает, коллеги с подобных маршрутов ездят с интервалами, не мешая друг другу, график стараются соблюдать, хотя бывают задержки из-за пробок. За смену Марина Москвина делает шесть кругов по городу (маршрут № 14 Авдотьино – Меланжевый комбинат). Один занимает два с половиной часа. Конечно, за десять лет работы Марина выучила дорогу наизусть: каждый знак, светофор и остановки. Пассажиры часто удивляются, видя женщину-водителя, но есть уже и постоянные, которые ее знают, всегда здороваются и доверяют профессионализму. С мужским шовинизмом Марина не сталкивалась – коллеги относятся с уважением и как могут поддерживают. «Иногда пассажиры-мужчины встанут за спиной и наблюдают, как я еду, – смеется Марина. – Тут же вслух начинают советы давать, что-то тут у вас подстукивает, надо показать мотор и прочее. Но все-таки чаще хвалят, какая я молодец: вот, мол смотрите, лучше мужика водит. А один мужчина однажды сказал: «Девушка, вам надо духами торговать, а не здесь работать». 

Каждый водитель, и Марина не исключение, постоянно осматривает свой автобус на конечной остановке. Неполадки сами теперь уже не устраняют, для этого на предприятии есть специалисты, а вот мыть машину приходится самой. Летом кёрхером, чтоб «Богдан» сиял и людям было приятно в нем ехать. А зимой – на мойке. Морозы вообще для водителей непростое время. Машины капризничают, глохнут и не заводятся. Однажды у Марины не завелся автобус, потому что замерзла солярка. «Два часа я прыгала около него, руки-ноги уже от мороза не чувствовала, так и пошла домой. Иду и плачу, что ничего не получилось, что не вышла на маршрут. Вот прямо трагедия для меня была. И помочь на стоянке было некому. Это сейчас предприятие, где я работаю, не перевозчик-одиночка. Тут есть своя ремонтная база, механики и слесари. А раньше приходилось всё самой: и искать автосервис, а в городе их не хватало, и кого-то просить привезти запчасти – вспоминаю с содроганием». 

На мой вопрос, что не устраивает в работе водителя, Марина чисто по-женски ответила: «Так не люблю рано вставать, а приходится. Уже в полчетвертого на ногах, из дома выхожу около пяти утра и возвращаюсь почти в полдесятого вечера. И так три дня, потом три дня выходных, и опять на работу. В выходные хочется больше ходить пешком, все-таки работа сидячая. Но много хлопот и всяких дел, в том числе и в городе. Выручает своя машина. За ее руль тоже приходится часто садится, но больше езжу по делам моей трехлетней внучки. Это главная забота и моя любовь сейчас. Помню, когда я только начинала работать водителем, еще на маршрутке, мой сын был счастлив, катался со мной после школы, всем рассказывал и гордился такой мамой. Теперь у него уже у самого ребенок, и внучка тоже знает, что бабушка работает на «бальсом автобусе».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам