В областном центре приступили к украшению улиц и площадей
Победители Всероссийского конкурса «Семья года» в номинации «Многодетная семья»
В областном центре прошел фестиваль здорового питания
III Всероссийский форум-фестиваль «Уникальные люди» стартует в областном центре в понедельник 28 ноября
В ивановской школе №2 новый организатор питания
С 21 ноября по 4 декабря
5 ноября 1962 года открылось троллейбусное движение

Как известно, в 1926 году было открыто автобусное движение в Иваново-Вознесенске. В 1934-м на линию вышли первые трамваи. Троллейбус, появившийся на улицах города в 1962 году, стал третьим по счету видом транспорта в областном центре.

Как всё начиналось...

О запуске троллейбусного движения рассказывают фонды Государственного архива Ивановской области. Так, решением облисполкома от 6 июня 1960 года было утверждено проектное задание и сметно-финансовые расчеты на строительство автомобильного транспорта в г. Иваново, разработанные Государственным институтом проектирования дорожно-транспортных сооружений «Гипрокоммундортранс». Проектное задание и сметно-финансовые расчеты составили 34 889 тыс. руб., в том числе троллейбусный транспорт – 22 536 тыс. руб., строительство дорог и благоустройство по трассе – 12 359 тыс. руб. 

Решение № 317 протокол № 9 от 6 июня 1960 года о создании троллейбуса подписано председателем исполнительного комитета Ивановского областного Совета трудящихся Павлом Николаевичем Корчагиным (1901–1980).

Первая линия троллейбуса была запланирована от завода испытательных приборов по Лежневскому шоссе (ныне – улица Лежневская) до центра города; другие линии – в район местечка Балашовка с возможным продолжением до Кохмы. Затем троллейбус пройдет через центр города и свяжет его линией с парком культуры и отдыха им. В.Я. Степанова. Намечено провести троллейбусную линию и по улице Парижской Коммуны до станции «Текстильный». Строительство должно было сопровождаться асфальтированием, при необходимости расширением проезжей части.

Шесть десятилетий назад

В архивном фонде имеется краткая характеристика троллейбусного хозяйства г. Иваново на 1962 год:

Троллейбусное депо построено в 1962 году на 50 троллейбусных машин.

Ремонтная база

1. Профилакторий с отделением для мойки машин и осмотра, экипировки заявочного и случайного ремонтов и помещениями для мастерской, кладовой централизованной маслораздачи, инвентаря уборщиц машин, аккумуляторной и шиномонтажной. Моечная площадка с открытой механизированной мойкой машин. Открытая стоянка машин.

2. Ремонтные мастерские в составе: цеха планового ремонта с кузовным и малярным отделениями, слесарно-кузовной краскоподогревательной, столярной и обойной.

Заготовительный цех в составе: агрегатной, слесарно-механической, инструментальной, пневматической, электротехнической, сварочной, агрегатной, термической, выварочной, пропиточно-сушильной мастерских, кузницы и лаборатории.

3. Прочие подразделения депо и ТРМ. Посадочные помещения в составе: мужских и женских гардеробов, прачечной с сушильной камерой для сушки спецодежды, душевых и уборных.

Помещения эксплуатационного и другого назначения: двухэтажная пристройка административно-конторских и культурно-бытовых помещений (буфет, медицинский пункт и др.). Профилакторий в депо имеет две линии канав длиной 66 метров каждая, для проведения контрольных, профилактических, плановых, заявочных и случайных ремонтов. Смотровые канавы оборудованы водостоками, электрическим стационарным и переносным освещением, звуковыми и световыми сигналами и нишами для хранения деталей и инструментов. Механический цех имеет новое станочное оборудование (12 станков).

Подвижной состав

В настоящее время в наличии имеется 15 троллейбусных машин марки ЗИУ-5 вместимостью каждой –120 мест. В эксплуатации находится 10 машин, из которых – 8 ежедневно выпускаются на линию.

Энергоснабжение

Для питания троллейбуса электроэнергией в 1962 г. построена подстанция № 5 с установленной мощностью 1200 квт. Преобразование тока осуществляется ртутными выпрямителями. Контактная сеть выполнена на железобетонных и металлических опорах протяжением 9,0 км одиночного пути. 

Выполнение объема услуг по троллейбусному хозяйству на 1962 г.

Перевезено пассажиров за 1962 год – 452 тыс. чел. (по плану – 433 тыс. чел.)

Себестоимость одного перевезенного пассажира – 14,26 коп. (по плану – 5 коп.) 

В добрый путь!

Первые пять троллейбусов для нашего города были получены в городе Энгельсе Саратовской области. 5 ноября 1962 года, то есть в канун 45-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, состоялся пуск первого троллейбуса. В газете «Рабочий край» от 6 ноября 1962 года сообщалось: «На Лежневской улице областного центра появились зеленые щитки с надписью «Остановка троллейбуса № 1». Вчера на митинг, посвященный пуску нового вида транспорта по маршруту «Завод испытательных приборов – площадь Багаева», собрались строители, представители общественности и работники трамвайно-троллейбусного управления. Первый секретарь горкома КПСС Е.И. Гаралик тепло поздравила строителей с трудовой победой. Перерезана ленточка. Новые комфортабельные машины одна за другой трогаются с места. Среди первых пассажиров – строители троллейбусной линии и самые юные жители города – воспитанники детского сада № 116. В первые рейсы троллейбусы повели водители А.Н. Михайлин, Г.Ф. Агеев, А.Н. Бычков.

Старое и новое

Количество маршрутов в Иванове в последние годы менялось. В настоящее время их одиннадцать. Один из них уникален, так как позволяет проехать из одного города в другой – это маршрут № 6. Троллейбусы по нему ходят с декабря 1970 года. Когда-то существовал маршрут № 12 – он начинался от железнодорожного вокзала и заканчивался возле областной больницы. В прошлом году маршрут № 7 из Пустошь-Бора поехал в Рождественский микрорайон.

В советские времена троллейбусы и трамваи подчинялись ТТУ (трамвайно-троллейбусному управлению). Первым руководителем организации был товарищ Макарин. Имелись два депо – на улице Лежневской, 181, и на проспекте Фридриха Энгельса, 116 (теперь на этом месте Дворец игровых видов спорта, а адрес звучит иначе – Шереметевский проспект, 116). После упразднения трамвая был создан МУП «Ивановский пассажирский транспорт», или МУП «ИПТ». Оно базируется на улице Лежневской, 181.

За 60 лет подвижной состав троллейбусного парка не только вырос количественно (по состоянию на июль 2021 года в эксплуатации находятся 124 пассажирские машины), но и существенно изменился. Ряд моделей, например ВЗТМ-5290 и ВЗТМ-5284.02, списаны. А два года назад, осенью 2020 года, в Иваново поступил 31 троллейбус марки ПКТС 6281 «Адмирал».

Ивановский троллейбус участвует и в общественно-культурной жизни города. На День Победы, Новый год, День города и другие важные праздники троллейбусы украшают. Горожане активно откликаются на экскурсии на троллейбусах, сужу об этом по собственному опыту.

Будем надеяться, что троллейбус в столице губернии и дальше будем оставаться любимым и доступным транспортом. 

***

Мэр Владимир Шарыпов:

«За шесть десятилетий наш город, как и вся страна, пережил немало испытаний. Но ни на один день, даже в самые тяжелые годы, в Иванове не прекращалось троллейбусное сообщение.

Любимый горожанами и один из самых экологически чистых видов общественного транспорта не только сохранен, но и развивается. Только за последние пять лет выстроена новая троллейбусная линия в Рождественский микрорайон и Суховку, треть троллейбусного парка обновлена – новые современные троллейбусы «Горожанин» и «Адмирал» не только с комфортом перевозят пассажиров, но и украшают улицы Иванова. В ногу со временем меняется и система оплаты, следующим этапом станет поэтапное оснащение машин валидаторами».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Идут на название

Для кого и зачем в Иванове поставили «Ворота»

И снова снег, и снова споры

Что будет с уборкой городских дорог и тротуаров в этом году?

Мастера русского рисунка в Художественном музее

Художник Александр Бенуа говорил: «Если рисунки и являются чем-то не особенно завидным для людей непосвященных, то по самой своей сущности, они представляют великую драгоценность: они ведь как бы исповедь художников, они позволяют заглянуть в самые тайники их творческой работы».