«Приятно, когда помогаешь»
Майор полиции Виталия Привезенцева победила на недавнем конкурсе, став лучшим в городе участковым уполномоченным. Объем работы огромный, проблем – куча, а ей нравится.
Свой район, как свои пять пальцев
Стать участковым симпатичная девушка с красивым именем Виталия в юности и не думала. Поступила в Ивановский автотранспортный техникум, потом выучилась на экономиста, затем на юриста – и вообще, карьера представлялась совсем другой. Но судьба распорядилась иначе: наводить общественный порядок, в прямом смысле слова.
«В начале 2000-х работу по специальности найти было трудно, мне предложили служить в полиции инспектором по делам несовершеннолетних в ОВД Октябрьского района города Иванова, – рассказывает Виталия. – Думала, попробую, а там посмотрим. И настолько я втянулась и прониклась, что уйти уже не могла, да и не хотела. Позже перешла на должность участкового уполномоченного, но уже в Ленинском районе, и вот уже почти пять лет служу тут».
Участок у Виталии просто огромный: Лежневская, все Южные, Полевые, Земледельческие, улицы Диановых, Летчика Лазарева, частично район проспекта Строителей – колоссальный объем, учитывая, что вместо положенных четверых, на нем работают всего двое участковых. Как можно все успевать?
«Стараемся, я не одна, а вместе с напарником. Конечно, мы понимаем огромное значение профилактики правонарушений и занимаемся ей. Особеннос мигрантами, с лицами под надзором, «злоупотребляющими» и стоящими на учете, в том числе и у психиатра. Но в основном отрабатываем поступившие заявления, сколько бы их небыло – мы обязаны все выяснить, вмешаться и навести порядок. Иногда вызываем сотрудников батальона ППС, которые оказываютнам содействие.А вообще, более масштабными преступлениями занимается уголовный розыск, которому мы в свою очередь тоже помогаем. Мы же на земле работаем: видим свой район каждый день, знаем его, все примечаем и постоянно на ногах».
Соседи пускают молнии и читают мысли
И все-таки, если что-то случилось: в каком случае нужно вызывать участкового, а в каком наряд полиции?
«Все сообщения поступают на телефон 112, там специалисты отправляют на место сотрудников ППС, и они уже видят: насколько серьезное правонарушение, хватит ли усилий и полномочий участкового. Например, ссора между мужем и женой с дракой и побоями – выходим мы, изучаем дело, принимаем заявление, собираем материалы, выдаем направление в суд, если требуется. Или угроза убийством, повреждение автомобиля – практически во всех подобных случаях, произошедших не на улице, разбирается участковый».
Прошу Виталию привести примеры: чем занималась прямо сегодня, какие поступили заявления?«Ой, у нас есть один адрес, где две соседки, обе уже в возрасте, постоянно ругаются между собой, строят козни, вредничают, портят друг дугу имущество и вообще жизнь, пишут заявления, и не только к нам, но и в другие службы. Летом конфликт немного затихает, видимо, когда дачи и огороды, а по осени возгорается с новой силой–и так почти двадцать лет.
От лиц, стоящих на учете в психо-неврологическом диспансере, периодически тоже поступают заявления. Вот из недавних: «… соседи с верхнего этажа не дают покоя, пускают невидимые электрические молнии, из-за которых по комнате летают светящиеся шары, примите меры». Другой случай, уже молодая девушка пишет: «…соседи с нижнего этажа читают ее мысли. Явынуждена оставлять им записки, чтобы они перестали это делать». Вот все это надо проверять и отрабатывать».
Домашние тираны не перевелись
Как удается оставаться при таких обстоятельствах спокойным и сдержанным? Виталия не удивляется вопросу: «Нужно кому-то быть в здравом уме, держать эмоции при себе. Ну, смотрим, по ситуации: обычно видно, насколько она тревожная и конфликтная. Если бы не эта работа, этой стороны жизни я бы не видела – у меня дома замечательная добрейшая мама, дочка школьница, кошки. А тут окунаешься в другой мир –оскорбления, драки и побои из-за ревности. Но я научилась все это оставлять за порогом дома. Яувидела: многие люди не хотят ничего менять.Женщины пишут на своих мужей заявление и продолжают при этом с ними жить, единицы уходят от домашних тиранов. И мы вновь приходим к ним, и все это продолжается по кругу».
Наверняка, за годы службы были у участкового такие моменты, когда становилось страшно? «Может быть только поначалу, когда я не знала, как реагировать и что делать – сейчас проще и спокойнее. Нет, нестрашно. Я действую в рамках своих полномочий, и люди это видят, кстати, и правонарушители тоже. Если надо идти в какой-то притон, где наркотики, алкоголь, грязь и потенциальная угроза, стараюсь быть не одна, а с напарником».
Каждый день чье-то несчастье
Многие спрашивают Виталию, как вообще этому можно посвятить свою жизнь, когда на работе каждый день сталкиваешься с чьим-то несчастьем? А она отвечает: «Кому-то нужно это делать, а я могу.Приятно, когда помогаешь решить проблему по заявлениям граждан. Далеко не все надеются на положительный исход и даже не обращаются, а зря. Вот хищения в магазине – довольно часто случаются, и что, надо это оставлять безнаказанным? Совместными усилиями мы находимпреступников, они возвращают деньги, возмещают ущерб.Позиция потерпевших очень важна, чтобы закон торжествовал.Даже в семейных ссорах, беседы проводим о правах супругов и родителей. Бывает матери пишут на своих детей заявления: то по квартирному вопросу, то по поведению – мы разъясняем права, обязанности. Глядишь, претензии снимаются – то есть небесполезно все. Многие, вообще уверены, что стоит позвать участкового, проблема решится. Хотя, если серьезный имущественный спор, мы рекомендуем обращаться в суд в порядке гражданско-правовых отношений».
Не раздражает
Пишут участковому по самым разным вопросам:громко залаяла или вообще нагадила под окнами соседская собака, нарисовали неприличный знак на двери, стучат снизу, топают сверху, кричат дети, украли с огорода огурцы– обращения порой удивляют нелепостью. Люди расписываются в своей несостоятельности разрешить самые элементарные ситуации и призывают к этому участкового. Не раздражает?
«Нет, это жизнь, сами не могу разобраться – зовут нас, а иначе ком обид разрастется, к чему это приведет? Особенно часто это бывает у одиноких пожилых людей, которые порой в этих обращениях находят хоть какое-то общение. Надо с пониманием к этому относиться. При чем нормативов, сколько выделить времени на такие приемы, нет – сколько нужно, столько и разбираемся. Вот последний раз два часа просидели, выясняли, кто кого и чем обидел. У всех своя боль, жалобы и эмоции, и мы это понимаем и стараемся помочь».
Мы говорили с Виталией, а я все никак не могла избавиться от мысли, что ее работанепосильна для женщиныпо энергозатратам и эмоционально. Под конец она призналась: действительно тяжело, накапливается усталость. Но десятилетняя дочка так гордится мамой и с таким горящим взором рассказывает всем:моя мама – участковый полицейский. Разве это того не стоит?