Велопутешествие пройдет в ближайшие выходные
Пожелания жители при ремонте переулка Слесарный будут учтены
В областном центре продолжается очистка улиц от несанкционированных информационных и рекламных конструкций
В Центре культуры и отдыха создают мультфильмы о малых городах Ивановской области
В областном центре проходят общественные обсуждения по планировке и межеванию территории
Блогер из Иваново стала победителем III межрегионального конкурса 
13 апреля в России отмечают День рождения троллейбуса

Давайте вспомним, как этот вид общественного транспорта появился в нашем городе, каким он был тогда и каким стал сейчас?

Первый троллейбус

История создания троллейбуса началась в 1880 году. Идея конструирования подобного транспорта принадлежит двум братьям Зименс, более знакомым публике как Сименс. Они работали над проектом одновременно. Само слово «троллейбус» возникло в английском языке. Дословно оно переводится как «трамвайный автобус». По внешнему виду первые модели напоминали вагоны трамваев. Некоторое время их так и называли – «безрельсовый трамвай».

В России чудо-транспорт увидели жители северной столицы России. Произошло это 13 апреля 1902 года. Первый троллейбус называли еще «электрическим автомобилем». Оборудование для него изготовили по проекту барона Шуленбурга, а за основу токосъемника взяли французскую конструкцию. Журнал «Автомобиль» опубликовал заметку об испытаниях нового транспортного средства, но прижились троллейбусы не сразу. Первые маршруты ввели лишь 30 лет спустя в Москве. Ну а в Иванове первые троллейбусы появились только в 1962 году.

«Номер один – на линии»

О том, что в городе пущен первый троллейбус, горожанам рассказали в газете «Рабочий край». Заметка называлась «Номер один – на линии». 

«На Лежневской улице областного центра появились зеленые щитки с надписью «Остановка троллейбуса 1»... Вчера на митинг, посвященный пуску нового вида транспорта по маршруту «Завод испытательных приборов – площадь Багаева», собрались строители, представители общественности и работники трамвайно-троллейбусного управления. Перерезана ленточка. Новые комфортабельные машины одна за другой трогаются с места. Среди первых пассажиров – строители троллейбусной линии и самые юные жители города – воспитанники детского сада № 116», – торжественно написал «Рабочий край» о пуске первого маршрута.

Материалы о том, как выглядело трамвайно-троллейбусное управление тех лет, имеются в архивном фонде Ивановской области. Директор архива, краевед Александр Семененко описал его состояние на тот момент. Так, троллейбусное депо, построенное в 1962 году, было рассчитано на 50 троллейбусных машин. На тот момент в наличии имелось 15 троллейбусных машин марки ЗИУ-5 вместимостью каждой – 120 мест. В эксплуатации находилось 10 машин, из которых – 8 ежедневно выпускались на линию. Для питания троллейбуса электроэнергией в 1962 году была построена подстанция № 5 с установленной мощностью 1200 квт. Преобразование тока осуществлялось ртутными выпрямителями. Контактная сеть выполнена на железобетонных и металлических опорах протяжением 9 км одиночного пути. Только за 1962 год ивановскими троллейбусами было перевезено 452 тысячи человек, хотя по плану предполагалось 433 тысячи. Себестоимость одного перевезенного пассажира – 14,26 коп. (по плану – 5 коп.) 

Новое время – новые технологии

С тех пор ивановский троллейбус переживал разные времена. Несколько раз даже вставал вопрос о его закрытии. И каждый раз это вызывало широкий общественный резонанс. Сейчас это в прошлом. Ивановский троллейбус получил новый вектор развития – появились новые современные технологии, были закуплены машины новой модификации.

В 2019 году появились пять новых троллейбусов «Горожанин» производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. Пополнение парка стало возможным благодаря участию в государственной программе субсидирования, реализуемой Минпромторгом. Они и сейчас перевозят ивановцев по традиционным маршрутам. Жители города их полюбили. Машины полностью отвечают современным требованиям: имеют низкий уровень пола, оснащены устройствами для перевозки маломобильных групп населения, экономичным и надежным двигателем с электронной системой управления. Вмещает такой троллейбус 106 пассажиров, оборудован системой автономного хода с ресурсом не менее 500 метров, что позволит ему объезжать места сторонних ДТП.

И, кстати, первый поступивший троллейбус «Горожанин» – с номером 5555. Это эксклюзив. Четырехзначного номера у ивановских троллейбусов больше нет. 

А спустя год, в сентябре 2020-го поступили первые троллейбусы «Адмирал». Их город получил в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по программе льготного лизинга. На сегодняшний день на разных городских маршрутах работают 39 «Адмиралов».

Троллейбус «Адмирал» вместимостью 96 пассажиров – одна из современных модификаций на российском рынке. Его производитель – российская компания «ПК Транспортные системы». 

Троллейбус создан с учетом требований к эксплуатации в современных городах: три широких дверных проема, просторные накопительные площадки, наружная система видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и мониторинга дорожной ситуации. Салон оснащен современной системой мультимедиа – это экраны, на которых размещаются маршруты, расписание движения, полезная для пассажиров информация, реклама.

Платим онлайн

Именно троллейбусы сейчас выбирает молодежь. Такой транспорт удобен. Низкие полы, возможность встать в полный рост (что исключено в маршрутках), комфортная система оплаты вместо «передайте, пожалуйста, за проезд» – все эти новинки делают этот транспорт востребованным и у людей старшего поколения, и у молодых родителей, и у студентов и учащихся школ. Оплатить можно банковской и транспортной картой, через мобильное приложение «Ваш билет», через web-приложение VIRAPAY.

К тому же троллейбус остается самым дешевым для горожан. Стоимость поездки всего 26 рублей, существует система абонементов и скидок для различных категорий ивановцев.

И даже оставленные в троллейбусе вещи ивановцы могут найти на профильной страничке в «ВКонтакте» – для потеряшек создан специальный раздел. Сумки, перчатки, кошельки, школьные принадлежности. Всё это возвращают забывчивым хозяевам.

Так что троллейбус – это, пожалуй, один из немногих видов общественного транспорта, где пассажир чувствует себя достойно. И, согласитесь, этот тот случай, когда возраст только украшает, добавляет мудрости – новое содержание и смыслы, где есть история и будущее.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

На заборе тоже написано?

Надписи и листовки на фасадах, столбах и прочих местах, для этого не предназначенных, незаконны

Не кнут, а пряник

Азбука воспитания послушной собаки

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам