«Стремились передать чувство радости»
Открылась выставка почетных граждан Иванова, народных художников РСФСР Нины и Валерия Родионовых. Экспонируются работы за 60 лет их творчества: с 1950-х и вплоть до 2010-х. Масштабные жанровые картины выполнены супругами в соавторстве, также представлены их индивидуальные произведения.
В архиве нашей редакции сохранилась давняя рукопись «О себе, о времени, о творчестве». Это биография Нины и Валерия Родионовых, в которой они рассказывают о детстве, учебе, о своих знаковых живописных работах. Читаешь – и понимаешь, какую высокую планку каждый раз ставили перед собой эти художники-реалисты. Приведем авторские высказывания о тех полотнах, которые сейчас можно увидеть на выставке.
«Солдат», 1959
"В работе «Солдат» мы выразили свое отношение к прошедшей войне. Мы ее видели, находясь в тылу, помним, как возвращались солдаты в родные места. Наш солдат стоит на крыльце родного дома, курит, смотрит на деревню. Вечер, всё погружается в сумерки, тихо. Ноги солдата ласкает теплый свет, падающий из окна, он погружен в свои воспоминания. Шинель привычно накинута на плечи. Ощущение тепла, уюта, родного дома, родного места нам и хотелось передать.
Самым трудным было написать угасающий зимний день и теплый свет из окна. На этих двух отношениях холодного и теплого мы строили всю картину. Писали много этюдов вечером, очень трудно было попасть в тон, удалось лишь тогда, когда стали тонировать свои картонки, на которых писали. Место выбрали в Сосневе в доме деда Нины [Родионовой], березку принесли из леса и воткнули в снег у забора. Писали этюды во время 20° мороза, работать пришлось на двух палитрах: пока одна в работе, другая в это время отогревалась в доме. Дед и позировал, и помогал всячески, суетился, как молодой. Нашел нам шинель, сапоги, повесил специальную лампочку, чтобы свет из окна падал так, как нам надо было для картины.
Всё в конце концов преодолели и написали нужные этюды, а затем и саму картину. Работа эта нам самим нравится, и мы с удовольствием вспоминаем всё, что с ней связана. Картина находится в Петрозаводском художественном музее, а в нашем Ивановском – повторение".
"Раклист", 1959
«Раклиста» мы подглядели на фабрике. Долго собирали этюды, работать у машин печатных трудно, так как они расположены очень близко от окон и встать для работы нет никакой возможности. Основной этюд писали, когда фабрика не работала, в выходной день, а в рабочее – больше наблюдали <…>. Самого раклиста писали в мастерской, но образ всё же не совсем нам удался: несколько грубоваты черты лица, очень получился холодный свет на нем (в цехе сильно бьет свет ламп дневного света – трудно было всё сгармонировать, очевидно, и опыта еще не хватало)".
"Фабрики", 1964
"Это вид из окна нашей мастерской. Тогда еще очень характерным силуэтом города были заводские и фабричные трубы – они, как маяки, отмечали все фабричные районы. Разные по кладке: то тонкие стройные, то несколько тяжеловесные, то напоминающие минареты, очень изящные. Теперь этого не увидишь. Мелкие котельные уничтожены, трубы стали не нужны и их обрушили. И силуэт, очень характерный для нашего города, сильно изменился".
"Красные ситцы", 1974
"Cтремились передать чувство радости от обилия цветных тканей. Формат холста вытянут вверх, это дало возможность показать лучше волнообразное движение тканей – оно напоминает языки пламени.
На первом плане юная работница – стройная, улыбающаяся девушка. Все построено на фоне окна, за ним – фабричный пейзаж. Группа других работниц сидит и стоит в глубине холста. Эта картина – своеобразная перекличка нашего поколения с поколением красных ткачей".
"Художники по росписи тканей", 1972
"В нашем отделении фонда есть такой цех по росписи тканей, да и две наши подруги Н. Девочкина и В. Журова занимаются этим интересным делом. Шелк натягивают на огромные рамы и особыми красками (способ называется «холодный батик») заливают нанесенный контур композиции. Тут же на веревках сушат снятые с рам готовые полотнища. Удивительно живописно!
Вот мы и не удержались – расписали себе шторы для мастерской в деревне и картину затеяли. На золотистых, звонких драпировках – фигурка девушки в черном. Светлые полотна на рамах расписывает ее подруга в красной кофточке. Пространство замкнутое, разбивается только светлыми окнами".
"Земля суздальская", 1966-1976
"Готовясь к картине, много ездили и писали эти земли – так называемое Владимирское Ополье. Земля там удивительно черная, растет на ней всё великолепно, места раздольные, большие открытые планы. Всё это впечатляет и привлекает.
В картине на первом плане идет мужчина с велосипедом. Идет по стерне, которая блестит под лучами вечернего солнца. Большая часть земли уже вспахана, видны на возвышенных местах две церквушки. Писать старались густо – сама земля, ощущение ее плодородия вызывали это желание, кое-где выдавливали краску прямо из тюбиков. Краски теплые, даже горячие, напоминают хлебную горбушку. Эту работу мы писали в 1966 году, после зональной выставки она вернулась в мастерскую и вновь увидела жизнь уже в 1976 году".
***
Выставка работает по адресу «Мы художники реалисты» работает по адресу пр. Ленина, 33. Выходной день – вторник.
В ближайших номерах РК продолжит рассказ об этой экспозиции художников Нины и Валерия Родионовых