Ты есть то, что ты ешь
Есть ли в Иванове натуральные продукты
Прописная истина, которой придерживаются во всем мире: самые натуральные и свежие продукты – местного производства. Но одно дело, когда речь о французских винах и испанских сырах, а другое – когда обсуждаются продукты, произведенные в глубинке Ивановской области. Есть ли у жителей нашего региона возможность покупать действительно качественные местные продукты?
Евгений Богатов и Валерий Носов – выпускники Ивановского государственного энергетического университета. Евгений – предприниматель и автоюрист, Валерий – также предприниматель и главный энергетик на пищевом предприятии. Так получилось, что молодые люди фактически провели самостоятельное исследование продукции местного производства. Изучив рынок, они выяснили: в регионе производится немало вкусного. Но эта продукция далеко не всегда доходит до покупателя.
- Евгений, Валерий, вы немало поколесили по области. У вас наверняка сложилось собственное мнение о том, что происходит с сельским хозяйством региона. Понятно, что это – не истина в последней инстанции, и все же поделитесь вашим видением ситуации.
- По нашему мнению, в области немало предприятий, которые можно назвать успешными. Но, безусловно, производителям сейчас очень трудно. Во многом они вынуждены выживать. Любое производство – это очень затратный процесс. А путь к потребителю далеко не прост. Но на самом деле у нас действительно есть, что съесть.
Например, далеко не всем известна такая марка, как Гарское молоко. Производится оно в селе Гари Ильинского района. И имеет жирность 4,2% - это большая редкость! В хозяйстве примерно 400 голов КРС, причем не черно-пестрой породы, которую разводит большинство производителей молока, а ярославской. Надои у этой породы меньше, но зато жирность молока выше. При этом в хозяйстве есть цех пастеризации (здесь они тоже одни из немногих), так что молоко не нужно кипятить. Но, увы, фасованного молока они сейчас производят мало, предприятие вынуждено продавать молоко оптом. А это, как вы понимаете, не слишком выгодно.
Даже о крупных производителях люди зачастую мало что знают. Например, ОАО «Аньковское», которое производит масло и сыры, выпускает также продукты, которые соответствуют категории фермерских. Сыр «Российский GOLD», сыр Mozzarella, плавленый колбасно-копченый, сливочное масло «Крестьянское» 72,5%. Но об этом мало кому известно. Эти продукты постоянно получают награды на профессиональных выставках, а вот в продаже появляются лишь от случая к случаю.
- И что, колбасный сыр может быть натуральным?
- Может. Правда, мы от этого уже практически отвыкли. Торговые сети приучили нас к тому, что колбасный сыр стоит по 150 рублей за килограмм. Естественно, это так называемые сырные продукты – сухое молоко и вода, смешанные в определенной пропорции. Натуральный сыр столько стоить не может. Но покупатель привык к этой цене. Как результат - колбасный сыр по традиционному рецепту выпускается ограниченными партиями.
- А что с мясными продуктами?
- В Лежневском районе есть Сабиновский мясокомбинат. Предприятие работает с 2000 года. Там также есть натуральные продукты (колбаса, копченые ребрышки, корейка на кости). А недавно мы нашли предприятие в Пестяках, которое производит полуфабрикаты из серии «как у бабушки» - ручной лепки пельмени, голубцы, купаты.
Наверняка есть и еще немало предприятий, которые работают в этой нише. Кстати, как производители выступают и монастыри. Вы удивитесь, но в Ивановской области производятся шампиньоны, перепелиные яйца, мед…
- Вы уже несколько раз сказали о том, что та или иная продукция не попадает на полки магазинов. В чем причина?
- Проблем несколько. Во-первых, натуральную продукцию сложно продвигать в сетях, поскольку она всегда дороже. Пусть даже ненамного. Рассмотрим, например, сыр: известный всем сыр «Российский» может быть выполнен строго по ГОСТу – из цельного молока. А может – из молока нормализованного. Называться он будет одинаково. И если на полке окажется «Российский» по цене 250, 270 и 400 рублей за килограмм, люди, скорее всего, купят сыр по средней цене, не задумываясь о качестве, о том, насколько выдерживается рецептура.
Или возьмем сливочное масло. Для производства одного килограмма масла нужно 18-20 литров молока. Вот и посчитайте, сколько оно должно стоить с учетом не только сырья, но и производства.
Во-вторых, срок годности натуральных продуктов – примерно 5 суток. И это не всегда выгодно магазинам.
В-третьих, у производителей нет возможности тратить деньги на массированную рекламу. И покупатель, имея выбор, возьмет широко разрекламированный продукт. При этом нужно понимать, что за рекламу мы переплачиваем примерно 10-20% от стоимости товара...
Получается, что натуральные продукты далеко не в лучшем положении, они буквально выдавливаются из торговых сетей.
- Кстати, многие сетуют на то, что местные производители не могут обеспечить качественную упаковку.
- Упаковка важна для торговых сетей, которым нужно красиво выложить товар. А покупателю часто не хочется за это переплачивать. Его вполне устроит «колхозный» вариант – бумага, простой пакетик… Лишь бы была уверенность, что продукт натуральный.
А в целом у нас есть план попробовать пообщаться с региональным правительством для того, чтобы создать магазин местной продукции. Мы бы сами даже из патриотических чувств туда ходили.
Не говоря уже о том, что все больше людей тяготеют к здоровому питанию, приходят к пониманию старинной истины – ты есть то, что ты ешь.
В Мордовии, в Татарстане у людей есть культура потребления местных продуктов, там покупатели выбирают именно свое. В Ивановской области этого пока нет. Эту культуру нужно развивать.
Так и появился интернет-сервис продуктов питания местного производсва с адресной доставкой - ivzakaz.ru