Завершился X Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского
Шесть насыщенных дней, сто пятьдесят фильмов, сотни гостей фестиваля и тысячи зрителей – удивленных, разочарованных или восторженных…

Минувшая неделя в Ивановской области проходила под знаком десятого Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало», а имена его победителей были названы в воскресенье.
Главную награду фестиваля получила картина колумбийского режиссера Фелипе Герреро «Темный зверь». Колумбия в этом году впервые была представлена среди стран-участниц «Зеркала».
«Десять лет - уже зрелый возраст, и на этом юбилейном фестивале в Ивановской области было представлено пятнадцать стран, география расширяется. К проведению киносмотра впервые присоединилась молодежь, учредив свое молодежное жюри. Мы издали архив Тарковского, получился очень достойный труд. Нам очень важно, что фестиваль на подъеме, фестиваль развивается», - отметил губернатор Ивановской области, председатель оргкомитета фестиваля Павел Коньков.
На церемонии закрытия Павел Коньков вручил приз зрительских симпатий – победителем стала картина «Земля просвещенных» бельгийско-голландского режиссера Питера-Яна де Пюэ. Ей же досталась награда жюри «За профессиональные достижения». «Мой фильм об Афганистане. Это и часть истории России. Поэтому для меня было очень важно показать свою картину здесь», - отметил Питер-Ян де Пюэ.
Награда профессионального жюри за визуальное решение вручена картине латвийского режиссера Лайлы Пакалныня «Рассвет» (оператор Войцех Старонь). Приз за лучшую режиссуру получила картина «Радиогрезы» иранского режиссера Бабака Джалали.
Традиционную премию молодых кинокритиков «Голос» получила картина «Я, Ольга Хепнарова» режиссеров Томаша Веинреба и Петра Казды. А молодежное жюри фестиваля среди фильмов-участников программы «Свои» отметило картину «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе.
Конкурс документального кино предполагал две награды. В итоге приза «Малое Зеркало «Артдокфеста» удостоена российская картина «Саламанка» - дебютный фильм молодых режиссеров Руслана Федотова и Александра Кулака. Обладателем «Большого Зеркала «Артдокфеста» стал «Дон Жуан» - шведско-финская картина Ежи Сладковского.
«Темный зверь» на фестивале
«Темный зверь» - фильм о гражданской войне в Колумбии. На этот сюжет другими режиссерами уже было снято несколько игровых фильмов, но здесь великолепно передана атмосфера тревоги и безнадежности, когда каждый играет за себя.
Режиссер и автор сценария колумбиец Фелипе Герреро полностью исключил диалоги – его героини молчат, только изредка стонут от боли. Истории трех женщин разыгрываются параллельно на фоне бесчинств, творимых в джунглях и на провинциальных дорогах группировками озверевших вояк. Через смертельно опасный хаос женщины пробираются в столицу страны Боготу, оставив позади разоренные дома и страшные воспоминания. Одну мобилизовали и заставили хоронить расчлененные трупы фермеров. Вторая, вынужденная стать любовницей командира, убивает его и скрывается от преследования. Третья ищет спасения не только для себя, но и для встреченной в пути бездомной девочки.
Однако не сюжетные перипетии задают напряжение в картине, где тоже не произносится ни одного слова, а ее ритм и киноязык, почти отвечающие реальному течению времени и позволяющие вглядеться в каждую деталь — вроде кровавого пятна на шортах измученной беглянки или искаженного ужасом лица на граффити за окном машины.
Фелипе Герреро родился в Колумбии. Более 10 лет был монтажером, фильмы, над которыми он работал, получили международное признание. В 2012 году создал на родине производственно-прокатную компанию Mutokino, специализирующуюся на авторском кино с акцентом на формальные эксперименты и деструктивное повествование. «Темный зверь» – его дебют в игровом кино. На фестиваль «Зеркало» режиссер приехать не смог, но поблагодарил зрителей с помощью видеообращения.
Жизнь в «Радиогрезах»
Картина, получившая на «Зеркале» приз за режиссуру, в феврале этого года стала победителем 45-го кинофестиваля в Роттердаме (к слову, в нем принимал участие и «Темный зверь», и «Земля просвещенных», и фильм «Чума в ауле Каратас» казахстанского режиссера Адильхана Ержанова, получивший награду как лучший азиатский фильм).
В основе фильма иранского режиссера Бабака Джалали – тема поисков себя, тема миграции, одна из самых актуальных для современного мира. Как показатель – только на «Зеркале» она звучала как минимум несколько раз, в частности в конкурсном фильме «Под небесами» (Киргизия, режиссер Дальмира Тилепберген) и документальном фильме Дениса Шабаева «Чужая работа» (Россия).
Но вернемся к «Радиогрезам». Вручая награду, члены жюри отмечали: «Фильм этот сделан с большой любовью. Видно, что режиссеру действительно близко и дорого то, что он снимает». Действительно, Бабак Джалали рассказывает о таких же мигрантах, как и он сам. В центре истории - иранский писатель Хамид, популярный на родине, но в США вынужденный работать на второсортной, в общем-то, радиостанции.
Зритель погружается в будни эмигрантского радио в Сан-Франциско, проживает вместе с его сотрудниками один непростой рабочий день – когда в студию ждут группу «Металлика», которая сыграла бы джем-сейшн с афганской рок-группой «Грезы Кабула».
Это ностальгическая комедия, касающаяся непростых общечеловеческих и социальных тем. Нелепые, комические и трогательные ситуации сплетаются не только в насыщенную радиореальность – в одном этом дне сконцентрирована вся жизнь с ее иронией.
Отражение «Дон Жуана»
Фильмы, в которых границы игрового и документального кино стираются, ставят жюри в тупик. Так случилось с «Дон Жуаном» Ежи Сладковского. На фестивале «Артдокфест», прошедшем полгода назад в столице, картину не отметили ни единым упоминанием, а на «Зеркале «Артдокфеста», по сути, отражающем все тот же фестиваль, «Дон Жуан» получил высшую награду.
Это кино о замкнутом двадцатидвухлетнем парне, жизнь которого мама хочет во что бы то ни стало изменить. Олег - аутист, с ним работают сразу несколько психотерапевтов, но по-настоящему помогают, кажется, только репетиции в театральном училище. Там ставят «Дон Жуана» и, учитывая просьбу матери, дают ее сыну роль «уверенного в себе человека».
С первых кадров забываешь о том, что картина документальная. И это, похоже, сыграло не в ее пользу на фестивале, предшествующем «Зеркалу». К нам шведского режиссера польского происхождения Ежи Сладковского пригласил президент «Артдокфеста» Виталий Манский. Показ «Дон Жуана» назвал крупным событием, хотя поначалу сюжет картины, снятой, к слову, в Нижнем Новгороде, на него впечатления не произвел. «Не очень верил, потому что история, рассказанная Ежи, не впечатляла, - говорил он журналистам. - Казалось, что это довольно банальная ситуация... Я не мог представить, что из этой истории можно сделать какое-то выдающееся кино. Но Ежи сделал».
И сделал так, что особенный Олег предстал разумнее всех, кто его окружает. Бабушка настаивает на том, что «он другой» и ничего менять просто не надо. Для мамы, вырастившей сына в одиночку, он становится обузой. Нет, Олега она любит, но принимать таким, какой он есть, сил не находит. Хочет, чтобы он, «как и все», нашел работу, познакомился с девушкой... Это естественное желание любой матери. Но насколько оно выполнимо? Парень просит не давить на него, «сменить тактику, говорить мягче». Он не хочет такую, как у всех, «хлипкую любовь», не желает быть «машиной для печатания денег». «Найди себе мужчину, мама, - говорит, защищаясь, парень. - У тебя тоже неудачный опыт. А другим советуешь».
Психотерапевтические занятия (нередко с довольно жесткими приемами) его почти не меняют. Другое дело - репетиции в театральном училище. Вот где парень раскрывается. Он не становится ловеласом (стоя у зеркала в костюме героя-любовника, говорит, что «это не я»), но находит (еще не любовь) дружбу. Помогает Олегу его партнерша по сцене Татьяна. И вот тут, кажется, документалистика уступает место... постановке. В девушке угадывается еще один психолог. И режиссер не скрывает, что до поступления в училище Татьяна училась на психолога, но говорит он об этом не в картине, а... на творческих встречах. Фильм заканчивается «романтичной» прогулкой под дождем. Но режиссер вовсе не делает сказку: Олег и Татьяна просто фотографируют друг друга. Думайте сами, что дальше...
Поверить в документальность такого кино жюри «Артдокфеста» отказалось. Но, как отметил журнал «Искусство кино», эта недоверчивость свидетельствует о «более широкомасштабной недоверчивости, свойственной нам, выросшим и живущим в России». На «Зеркале» ее, похоже, преодолели.
«Знаете что, это первый раз, когда я стою перед русской публикой, -сказал Ежи, выступая после показа «Дон Жуана» в «Лодзи». -Я сделал, по-моему, уже тридцать фильмов в России, особенно для Германии, Франции, Швеции». Говорит, что в нашей стране снимать легче, и если бы поговорил с каждым, кто пришел на показ в Иванове, нашел бы сюжет сразу для трех-четырех фильмов. «В Швеции на это ушли бы годы», - отмечает режиссер. Взгляд иностранца на Россию нужен. Но воспринимать друг друга без ярлыков пока не получается. Забудут призрак коммунизма, панически пугающего Европу, по словам режиссера, не раньше поколения его внука...
Светлана ГРИГОРЬЕВА, Леонид КИЯШКО, Анна КОРАБЛЕВА
Поддержка для мам – предпринимателей выросла в полтора раза
В парке имени Революции 1905 года завершается благоустройство центральной аллеи
«Дары осени»
В областном центре почтили память жертв террористических актов
Город в деталях
Самые читаемые новости


«Ситцевый дворик» приглашает в гости
В сентябре для взрослых и малышей запланированы тематические мероприятия


В Ивановской области более тысячи родителей студентов получают пенсию в повышенном размере
Если на момент выхода родителя на пенсию ребёнок учится, то доплата назначается вместе с пенсией