Жизнь должников перестанет быть светлой
Новый формат работы с неплательщиками успешно апробировали сотрудники энергосбытовой компании «Гарант»
Общеизвестно: наращивание задолженности за потребленные энергоресурсы несет прямую угрозу энергобезопасности каждой территории. Проще говоря, если не платить за электричество, однажды рискуешь остаться без света. Причем сейчас это может произойти гораздо быстрее, чем в прошлые годы.
До 2017 года законодательство предписывало сначала вручить должнику соответствующее уведомление под роспись, и только после этого можно было вводить ограничения в подаче электроэнергии. Тут нередко возникали проблемы: неплательщика надо застать дома, нужно, чтобы он открыл дверь и согласился принять уведомление и расписаться. Либо требовалось каким-то образом заставить его получить заказное письмо, расписавшись о получении.
Теперь допускаются и другие способы уведомления нерадивых потребителей электроэнергии. Это может быть телефонный звонок с записью разговора, сообщение электронной почты либо через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, либо на официальной странице исполнителя в Интернете. Допускается передача потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, смс-информирование с уведомлением о доставке и т. п.
Еще один вариант – включение текста соответствующего предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги. Именно таким образом поступили специалисты ЭСК «Гарант» при формировании июньских счетов за электроэнергию. Предупреждение об ограничении энергоснабжения в случае неоплаты долга было размещено на 16 квитанциях, совокупный долг этих неплательщиков составил 178 360 руб.
При получении такого счета один должник погасил задолженность, в размере 15 232 руб., сразу. Еще четверо – немного позже, на этапе оформления заявок на ограничение (на общую сумму 49 960 руб.). Таким образом, они успели избавить себя от дополнительных проблем и затрат на оплату отключения и подключения электричества.
Остальные, с совокупным долгом в 113 168 руб., видимо, сочли полученное предупреждение пустой «страшилкой» и не стали спешить выполнять свои финансовые обязательства перед гарантирующим поставщиком электроэнергии. В результате им пришлось убедиться, что отключение у неплательщиков электричества – это отнюдь не пустые угрозы. Оставшись без света, большинство из них уже обратились в центр обслуживания клиентов ООО «ЭСК Гарант», с ними сейчас проводится работа – обсуждаются варианты погашения задолженности. При этом выяснилось, что каких-либо материальных проблем или тяжелых жизненных ситуаций у нерадивых потребителей электроэнергии нет, так что они вполне могли оплачивать электричество вовремя и в полном объеме.
Таким образом, пилотный проект с первого же раза показал свою эффективность. А это значит, что злостным неплательщикам имеет смысл пересмотреть свое «кредо» – теперь за закрытой дверью от отключения электроэнергии уже не спрятаться.