Работы планируется завершить до конца июня
На перекрестке проспекта Ленина и улицы Карла Маркса планируется установить светофорный объект
Более 60% вывесок в городе приведены в соответствие с требованиями
Завершается ремонт территории у дома № 68 на проспекте Строителей
Соревнования по спортивному ориентированию - второй этап спартакиады «Малышок»
Дубы и кустарники высадили в сквере на улице Парижской Коммуны

Чеховская пьеса показывает, как субъективно восприятие счастья. Зачастую мы, как и три сестры, ищем его через псевдоцели: переехать в Москву, поменять работу, вступить в отношения. Но на самом деле всё это, видимо, пустая суета – за счастьем не нужно гнаться. 

Слуги в доме Прозоровых – не рефлексирующие и не стремящиеся к высоким идеалам – вполне довольны своей судьбой. Показательно, что в ивановском спектакле второстепенные персонажи (горничную играет Екатерина Чиглинцева, няньку – Ольга Амалина, Ферапонта – Александр Краснопольский) выглядят более симпатично и цельно, нежели главные действующие лица. А лучше всех дела, судя по тексту, идут у председателя земской управы пошляка Протопопова, хотя сестры про него отзываются пренебрежительно и точно не считают примером.

Общепризнанных критериев счастья нет. Оценка происходящего зависит от выбранной оптики. Кстати, то же самое можно сказать про новую постановку в театре драмы. При желании можно признать ее удачной и интересной. Но для этого важно изначально идти на премьеру с соответствующей установкой. Спектакль получился таким, что недостатки легко можно отнести к достоинствам, и наоборот. 

Роща без коры и без листвы

Рассмотрим, например, минималистичную сценографию. Трехъярусный помост, сколоченный из досок (такой обычно ставят для выступления хора), ширма, пара венских стульев и круглый стол, – вот и всё. Кто-то предположит, что на декорациях сэкономили. Но можно увидеть в этом удачный концепт: в доме сестер нет уюта – они не хотят обживаться в провинции, грезят Москвой. Жизнь идет, а они воспринимают ее как черновик, сидят на чемоданах.  

Также художник-постановщик Кирилл Пискунов «расставляет» по сцене обструганные стволы тонких деревьев (смотрятся они как сиротливый лес на болоте). Это уже прямая иллюстрация к чеховскому тексту: «Вот дерево засохло, но всё же оно вместе с другими качается от ветра». Понятно, что эта метафора относится к сестрам, к их жизни. Неслучайно Маша, томясь, повторяет: «У Лукоморья дуб зеленый».  

Образ Маши получился самым ярким, запоминающимся. Актриса Елизавета Дубровина делает свою героиню жесткой и прямолинейной, подчас грубой. Две другие сестры милы, по-своему трогательны, но похожи до путаницы (я видел игру Ирины Татарниковой и Алисы Рыжкиной, в другом составе заявлены Елена Фролова и Тамара Лимонова). 

Возвышенный образ мыслей и невысокая жизнь

Спектакль поставлен так, что генеральские дочки выглядят как заурядные и даже глуповатые мещанки. Нет никакого намека на аристократизм и высокие чувства. Поэтому не фраппирует сцена, в которой Маша произносит монолог о необходимости труда, а подполковник Вершинин мнет ей ягодицы. 

Предложенная трактовка сестер непривычна. Кажется, сам текст противоречит ей. Но в то же время можно счесть это и за удачный режиссерский ход (постановщик – Леонид Алимов): главных героинь сознательно опошляют, чтобы уравновесить с Натальей – женой брата, которая обычно выступает антиподом.

Наталья (ее играет Юлия Волкова) за время спектакля несколько раз меняет костюм – но каждый раз появляется в брюках, в чем-то ярком и современном – совсем не по моде чеховского времени. Эту нарочито прямолинейную метафору разгадать несложно. Человеком будущего (о котором периодически заходит речь в пьесе) будут не умные и образованные, а такие, как Наталья: хамоватые, беспринципные, идущие по головам. 

Как видите, в ивановском спектакле используются разные варианты художественной выразительности. С одной стороны, это интересно, а с другой – не хватает цельности. Актерам трудно переходить от новаций к традиции. Например, в самом начале, когда сестры выбегают на сцену из зала, они так торопятся, что эмоционально сбиваются: говорят про смерть отца чуть ли не с хохотом. 

Верен классической актерской школе Михаил Кашаев (роль военного доктора Чебутыкина). Он не противоречит общему курсу на «осовременивание» пьесы, но при этом играет олдскульно и выразительно. Его монологи об иллюзорности жизни, о стариковском одиночестве действительно заставляют задуматься, достигают своей цели. 

Караоке и «дорожное» радио

Перед премьерой ивановский театр подчеркивал: «Три сестры» поставлены в точном соответствии с текстом Чехова. Думается, что зрители, которые поверили в это и купили билеты ради классической подачи, рискуют разочароваться. Кое-что в пьесе все-таки переписано. И, повторюсь, художественные решения далеки от традиционных. К примеру, в середине второго акта Андрей Прозоров, брат трех сестер, берет в руки микрофон и, как в караоке, начинает завывать: «Я люблю тебя до слез, / Каждый вздох, как в первый раз, / Вместо лжи красивых фраз / Это облако из роз». 

При желании можно оправдать этот ход постановщика. И выбор песни, и кабацкая надрывность вполне отражают противоестественное состояние Прозорова, который заставляет себя видеть высокое в обыденном, любовь в предательстве. Однако из-за громкости и экстравагантности музыкальный номер выглядит как кульминация всего спектакля, при этом остальное – важное для драматурга – становится лишь фоном. 

Показательна реакция зрителей на эстрадную песню в чеховской пьесе. Кто-то захихикал, кто-то встал и вышел из зала. Но большинство, судя по реакции, просто не поняли смысла этой псевдопровокации.

Музыка в ивановских «Трех сестрах» вообще звучит, кажется, постоянно: оперные арии, народные причитания, Тото Кутуньо, тальянка, военные марши и даже нечто похожее на группу «Фабрика» (песня про рыбку). Это всё подложка для реплик персонажей. Конечно, под такое «дорожное» радио едва ли можно всерьез прочувствовать монологи о труде, людях будущего, о смысле страданий. 

Возможно, музыкальный «шум» призван показать абсолютную бесполезность философствования, которому предаются главные герои пьесы. Но, боюсь, звуковая избыточность объясняется иначе: режиссер просто не доверяет актерам – считает, что монологов недостаточно для воздействия на зрителя и потому добавляет для настроения мелодию.

Этот спектакль во многом амбивалентен. И даже не знаешь, хорошо это или плохо. В самом театре, кажется, в успех не очень верят – показательно, что на премьеру не пригласили прессу. Но, думается, в любом зале найдутся зрители, которые будут кричать «браво», и те, кто не досидит до конца. Многое, как учит нас Чехов, зависит от выбранного ракурса, от изначального настроя. 

«Три сестры» заявлены в афише 8 и 15 октября.

В роли Андрея Прозорова – Кирилл Горшков, муж Маши – Дмитрий Бабашов, подполковник Вершинин – Андрей Булычёв, Тузенбах – Яков Дергачёв и Никита Степанов, Солёный – Антон Попов, Родэ – Эрик Тугушев.

Пять лет работы дизайн-кода

Более 60% вывесок в городе приведены в соответствие с требованиями

Ремонт дворов

Завершается ремонт территории у дома № 68 на проспекте Строителей

Малыши ориентируются

Соревнования по спортивному ориентированию - второй этап спартакиады «Малышок»

Зелень на пустыре

Дубы и кустарники высадили в сквере на улице Парижской Коммуны

На люки возвращают крышки

В Иванове восстанавливают решетки дождеприемников и крышки люков ливневой канализации
все новости

Самые читаемые новости

Редакция РК

В парке им. Революции 1905 года благоустраивают центральную аллею

Работы планируется завершить до конца июня

Редакция РК

Продолжается обсуждение концепции движения на проспектах

На перекрестке проспекта Ленина и улицы Карла Маркса планируется установить светофорный объект

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам