Памяти павших в годы Великой Отечественной войны
Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове
Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку
Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!
Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина

В 1934 году на сцене ивановского драматического театра был поставлен «Гамлет» (режиссер И. Эллис, художник Н. Медовщиков). Декорации изображали мрачные своды замка, а во всю высоту задника чернел крест. Он, видимо, символизировал неподъемный груз, который датский принц несет в себе по воле отца-призрака. (Удивительно, что в то время были возможны прямые христианские аналогии).

Созвучность времени

В этом сезоне ивдрама вернулась к знаковой пьесе Шекспира, это второе обращение к «Гамлету» за 90 лет. На этот раз постановщики обошлись без декораций. Да и тема отца нивелирована. В современной версии тень убитого короля не появляется. 

Режиссер Геннадий Тростянецкий отказался от ряда действующих лиц, перетасовал реплики героев и кое-что добавил от себя. В афише спектакль назван «Шекспир. Из Гамлета», что снимает возможные претензии. Получилась вариация на известный сюжет.

По костюмам актеров невозможно понять, какое время воссоздается. Это и не средневековье, и не современность – кажется, что перемешены разные стили и эпохи. Путаницу усиливает одна из первых сцен – «пресс-конференция» короля Клавдия: свой монолог он говорит в несколько микрофонов. Вероятно, режиссер пытался таким образом показать вневременность шекспировского сюжета, его вечную актуальность.

При этом очевидных пересечений «Гамлета» с сегодняшним днем спектакль не предлагает. Зато ивановская версия 1934-го года, хоть и создавалась в исторических костюмах, получилась именно в контексте своего времени. Критик тогда отмечал: «Ивановский спектакль – одна из ценных попыток найти новую версию великой трагедии. Ее мысль ясна: подвиг борьбы, испепеляющий Гамлета, тем сильней и славней, что он осуществляется актом воли, мужественно выросшей и окрепшей в борьбе идей, исключительных по силе и глубине».

Театральный вопрос

90 лет назад Гамлета играл Михаил Курский – заслуженный артист республики, руководитель ивановской труппы. Сейчас главную роль (по крайней мере такой она задумана у Шекспира) исполняет Антон Попов. За актером интересно наблюдать. Его персонаж получается цельным: без самокопания, внутренних сомнений. Нет того, что в русской традиции принято называть гамлетизмом. Кажется, этот герой с самого начала знает цену и себе, и всем остальным. Его действия решительны и вполне рациональны.

В нынешней версии переформулирована самая известная реплика Гамлета. Вместо «Быть или не быть» он спрашивает: «Верить или не верить». Подобная вольность, искажающая Шекспира, сначала поражает. Но надо отдать должное, переиначенный монолог придает новые интересные смыслы. «Верить или не верить» – проблема, которая является основной в первую очередь для русской литературы. Также это сущностный вопрос для самого театра (как тут не вспомнить знаменитую фразу Константина Станиславского). 

Спектакль Г. Тростянецкого поставлен как спектакль в спектакле. Сначала выходит будто бы бродячая труппа, где актеры между собой обсуждают: «Коллеги, а не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира? – Замахнуться!». И дальше лицедеи показывают «Гамлета». (Вероятно, схема позаимствована из «Полоумного Журдена» М. Булгакова»). 

«Двойная игра» заключается еще и в том, что зрители и актеры меняются в ивановском спектакле местами. На сцене сидит публика, а в зале – часть труппы. Там же, среди рядов кресел, произносятся реплики пьесы (выбран перевод Пастернака), разворачивается действие. Актеры между явлениями уходят не за занавес, а в верхнее фойе – словно в обычную жизнь. Этот переворот пространства – своеобразная иллюстрация шекспировской фразы о том, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Главный герой

Трудно сказать, кто действительно главный герой в нынешнем спектакле. Постановщик Г. Тростянецкий пытается направить луч софита прежде всего на семью королевского советника Полония (роль отдана актеру Дмитрию Бабашову). Якобы, именно он режиссирует всем, что происходит в датском королевстве. Лирическую объемность «серому кардиналу» придает его многозначительная реплика: «В молодости и я ох как натерпелся от любви! Почти что в этом роде». Но сделать Полония главным действующем лицом не получается хотя бы потому, что он погибает в пьесе первым – задолго до финала.

Неожиданно трактуется и образ Офелии – дочери Полония (актриса Тамара Лимонова). Спектакль намекает на ее порочные отношения с Гамлетом, Клавдием и даже с собственным братом Лаэртом. 

Педалируется сравнение Полония с рыбным торговцем. Так во времена Шекспира называли сутенеров. Выходит, что королевский советник смотрит на свою дочь, как на живой товар. Потому его так интересуют отношения Офелии с принцем, потому он старается организовать свидание девушки и короля. 

Вопреки Шекспиру возлюбленная Гамлета в ивановском спектакле не погибает. Во время похорон сообщается, что гроб пустой («пустоту хоронят»). При это сама Офелия, почти неразличимая для зрителя, стоит в зале и наблюдает со стороны за «погребением». Еще один необычный штрих к образу – накладной живот. При первом появлении Офелии кажется, что она беременна. Достаточно быстро актриса достает из-под платья подушку и отдает королю (о символике жеста см. выше). В финале героиня, сошедшая с ума, вновь оказывается «в положении». 

В новом спектакле хватает неожиданных загадок. Их адресат и назначение не всегда понятны. Вряд ли многие зрители различат в тексте «Гамлета» режиссерские вкрапления из «Короля Лира» и «Ричарда III». Также сложно уследить, например, за тем, как актеры между собой обмениваются шляпами или когда снимают плащи – а в этом есть скрытый смысл. Подобные мелочи любопытны, но они не выглядят ценными подсказками и никуда не ведут.

90 лет назад

В 1934 году «Гамлет» в ивановском театре оказался успешным. Журнальная заметка того времени свидетельствует: спектакль «за сезон прошел свыше сорока раз при переполненном зрительном зале, возбуждая живой и глубокий отклик в зрителе». Любопытно, насколько Шекспир будет востребован в этот раз. Ближайший спектакль заявлен в афише 29 февраля. Цена билета – 900 рублей.

… Предваряя сейчас премьеру, ивановский драматический театр заявил, что именно с «Гамлета» 90 лет назад началась его история. Увы, документальные свидетельства опровергают эту красивую версию. Но, в театре далеко не всё должно быть правдой. Как не вспомнить здесь нашего обновленного Гамлета, который озадаченно спрашивает: «Верить или не верить?».

***

Подробная рецензия Николая Голубева на спектакль «Шекспир. Из «Гамлета» опубликована в профессиональном «Театральном журнале». 

https://journal.theater/review/spektakli-i-pesy/nikolay-golubev-otzvuki-gamleta/?ysclid=lsiq36hho2214765851

***

В спектакле задействовано два состава актеров. Гамлета играют А. Попов и К. Горшков, Гертруду – Т. Кочержинская и Ю. Волкова, Офелию – Т. Лимонова и Е. Чиглинцева. В роли Клавдия – А. Втулов; Полоний – Д. Бабашов, Лаэрт – Н. Степанов. Также задействованы Э. Тугушев, А. Булычёв, Я. Дергачёв, И. Татарникова, Л. Соколова, А. Рыжкина, Т. Птицына. 

Фото А. Коростелёв (ivdrama.ru).

Проект "Уютного двора"

Первый объект, благоустроенный в этом году по программе «Местные инициативы», прошел общественную приемку

«Наука побеждать»

Ивановский театр кукол приглашает на премьеру!

Варианты реконструкции главных магистралей

Общественный совет города обсудит ремонт проспектов Шереметевский и Ленина

Возобновляется подача тепла в жилые дома

Вопросы, связанных с пуском тепла, в первую очередь необходимо направлять в управляющие компании
все новости

Самые читаемые новости

Владимир Кораблев

День Победы

Памяти павших в годы Великой Отечественной войны

Редакция РК

В едином стиле с «Адмиралом» 

Новые автобусы ЛИАЗ вышли на маршруты в Иванове

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам