За кулисами модного показа
Как нервничают студенты-дизайнеры и переодеваются модели на защите дипломов в ИвГПУ

В июне в актовом зале Ивановского политеха шумно – суматоха, шелест тканей и гул голосов. На кафедре дизайна костюма и текстиля им. Н.Г. Мизоновой проходит защита дипломных проектов.
Это не сухой академический экзамен. Формат защиты у кафедры особенный: ни длинных докладов, ни сложных чертежей. Вместо этого – подиум, чуть приглушенный свет, музыка и много-много нарядов. А для студентов это способ показать свои коллекции одежды и отстоять творческую концепцию. За кулисами – десятки дизайнеров и моделей. А вокруг все кипит, как за минуту до театральной премьеры.
Хаос за занавесом
Гримерки притаились сбоку от сцены. Студенты-дизайнеры и модели – уверенные и на первый взгляд спокойные. Но под светом ламп проглядываются нервные, возбужденные, сосредоточенные лица. Начало защиты приближается, а на стену уже вешают последовательность выступающих – 17 человек с индивидуальными модными проектами.
В двух небольших комнатках-гримерках переодеваются и парни, и девушки. Места мало, а готовиться к показу нужно всем. Поэтому юноши забегают сменить наряд к девушкам, и наоборот. Двери всегда открыты – заходи кто хочешь. И мельком из комнаты в комнату впопыхах проносятся полуголые модели. Никто не смущается – скоро выход на сцену.
Здесь царит хаос: на полу валяются чехлы от костюмов, кроссовки вперемешку с туфлями, бутылки и термостаканы. Вода уходит литрами – стресс делает свое дело. Одежда кучами разбросана в каждом углу: друг на друга навалены толстовки, рубашки и пестрые платья. Но сценические образы аккуратно висят на вешалках и ждут своего часа.
Чтобы отвлечься, студенты болтают друг с другом. Из гримерки доносится разговор о похудении – кому-то оказались велики наряды. И то и дело раздаются крики о надобности булавок. Чудом, как из бездонного мешка, каждый достает то, что нужно. Одному понадобились бежевые иголки – и вот пожалуйста, они уже на подходе. Из рук в руки гуляют колготки, ножницы, отпариватели и лаки для волос.
Вдруг одна из студенток обращается ко мне – представляется Викторией. Она интересуется моим самочувствием, а потом признается, что не спала сутки из-за подготовки и чувствует волнение перед показом. Мы едва перекидываемся парой слов – и Виктория испаряется. Напоследок успела пожелать студентке удачи.
Шахматный дебют
Каждая коллекция – не просто набор нарядов. Молодые дизайнеры соединили в них личные идеи и актуальные темы. Одни вдохновлялись шахматами, другие – морем и родными городами, а кто-то – сказками и модной классикой. Среди тем – уязвимость и внутренний конфликт, переосмысление социальных проблем и ностальгия по старине. А каждый образ – визуальный рассказ.
В зале заиграла музыка. На часах – чуть больше 11. Некоторые модели уже полностью одеты в сценические образы и боятся сделать лишний шаг, чтобы не испортить наряд. А другие, наоборот, пока спокойны. Они ходят между гримерками с пакетами и сумками, а кто-то и с кофейными стаканчиками.
Первой, как на расстрел, выходит выступать дипломница Дарья Солдатенкова. А в гримерке по-прежнему царит лихорадочная активность. В красных и синих нарядах на месте топчутся высокие модели. Они – воплощение шахматных фигур. На головах – нечто, похожее на уши коня и голову слона.
Образ королевы – главный. Он выделен насыщенным красным цветом. Очень высокая модель забирает все внимание на себя. Из аксессуаров – серьги в виде шахмат, а сам костюм дополнен накидкой с широкими плечами.
Выходят модели в такт музыке – размеренной или энергичной. Каждый трек подобран в тон коллекции, чтобы подчеркнуть ее характер. Один отсылает к народной культуре, другой – к городскому бунту, современности и самобытности. Модели первого показа выплывают на подиум под композицию «Мелодия» Муслима Магомаева.
«Бомжи» на подиуме
Студенты снуют по гримерке с паникой в глазах. У них в руках – распечатанные речи. Среди десятков голосов слышатся нервозные «я не смогу» и «я ничего не успею».
То и дело прибегают преподаватели. Одни подгоняют, другие – поддерживают. Кто-то из студентов, как выясняется, не пришел вовсе – говорят, из-за нервного срыва. И список участников на стене перечеркнутой линией теряет игрока.
Из угла в угол носится студент-дизайнер – он выступает вторым. И кажется, волнуется больше остальных, – это заметно по трясущимся листкам в руках. «Что-то у меня голова начала кружиться. Я чувствую, что приду сюда после защиты и просто упаду. Я уже не понимаю свой текст. Что вообще здесь написано?» – раздается нервно из коридора.
Дмитрий Балебин подготовил коллекцию «Где мой дом?», а мне ее обозначил как «Бомжи». Одежда намеренно грубая, нарочито неопрятная. Мужчины-модели в широких кофтах и брюках черно-коричневого цвета. Неряшливости образу добавляют пятна – как будто от грязи. Один из парней-моделей держит в руке обляпанную канистру. На девушках – похожие наряды, один из них украсила объемная белая куртка в коричневых разводах.
Показ сопровождает мелодия «Below the Salt». Дословно – «ниже соли». Это английская идиома, которая означает низкое положение в обществе. Она дополняет идею социального дна, ставшую лейтмотивом коллекции.
Образы с историей
Разговоры становятся все более сумбурными. Мимо проносится модель с криком: «Я губы не накрасила!» – и посреди коридора без зеркала, но с подсказками других девушек доделывает макияж. А по соседству – в гримерке – укладывает волосы парень-модель.
Постепенно хаос приобретает веселую атмосферу. Студенты волнуются, но держатся – подбадривают друг друга, балагурят. И весь коллектив – как единый организм.
Между выходами проходит буквально несколько минут. И этого достаточно, чтобы переодеться. Модели быстро снимают украшения, сбрасывают одежду и готовятся к следующему выходу. На очереди коллекция одежды из клетчатой ткани с визуальным ритмом. Автор Анастасия Морозова переосмысливает мотив несвободы (клетка как решетка). Черно-серо-красные образы строгие, но в то же время бунтарские.
После первых показов на подиуме появилась коллекция «Любимый Юрьевец». Дизайнер Валерия Струнникова посвятила работу 800-летию города. Образы ориентированы на тренды лета-осени 2025 года – минимализм и вязаные кружева (из них сделаны аксессуары). Коллекция выполнена в темной, меланхоличной палитре – отсылка на музыку, которую использовал в своих фильмах Тарковский.
Другие студенты представили не менее интересные коллекции. Морские образы у студентки Евгении Зайцевой посвящены роману «Человек-амфибия». Оттенки – от глубокого синего до лазурного. И это первая кутюрная коллекция на показе. Звучит мелодия французского композитора Жюльена Маршала – под нее модели двигаются медленно, почти как под водой. А вот коллекция «Зимняя алхимия» Анастасии Иконниковой была создана в соавторстве с нейросетью. На моделях черно-белые куртки и пуховики.
Работа «Северное чудо» Натальи Лузиной погружает в сказочную атмосферу – она посвящена сказу «Серебряное копытце». Вещи расшиты вручную: бисерные узоры отсылают к мотивам народной вышивки. Твидовая классика тоже нашла свое место в показе. Дизайнер Елизавета Позднякова вдохновилась стилем Chanel. Но вместо подражания – тонкая игра с традицией.
И наконец – «Энтропия». В основе – разрушение Вселенной. Все модели одеты в черное, а лица закрыты тканью, чтобы стереть личность и превратить человека в часть внеземной цивилизации. Эта коллекция принесла студентке Виктории Гудимовой грант за лучшую работу. Значит, вскользь брошенное мной «Удачи!» в гримерке оказалось не зря.
За кулисами модного показа
Завершается ремонт набережной у Соковского моста
Ямочный ремонт приостановлен из-за дождя
На Минской - новая спортивная площадка
Полумарафон «Красная нить» пройдет в Иванове 5 июля
Самые читаемые новости


«Читай – Отдыхай!
Книжный фестиваль откроется 4 июля в Иванове


В Иванове новые урны
На этот раз увеличенного объема