В школу — в доспехах

Сколько весила "броня дощатая" воина-дружинника? Какие "разговоры" использовали при шитье кафтанов в IX-XI веках на Руси и что такое шейная гривна? Чем дальше отодвигаются от нас события веков ушедших, тем больше современному человеку хочется узнать и понять, как жили наши предки сто, триста, тысячу лет назад. Тайны - это так интересно. В истории - тем более.
К сожалению, многим нынешним школьникам такой предмет, как история, кажется скучным - это бесконечная череда дат, имен, мест, событий. Но оказывается, что увлечь детей предметом, вы-звать у них неподдельный интерес вполне возможно. На днях в школе № 19 прошел "живой" урок истории на тему "Русь на рубеже X-XI веков".
Провел его представитель Российского военно-патриотического общества Дмитрий Смирнов. В чем живость, спросите вы, уважаемые читатели? Да в том, что ребята смогли подержать в руках и даже примерить на себя доспехи, одежду и оружие, и не бутафорские, а точные копии того, в чем ходили и с чем воевали наши предки.
Все, что было представлено на уроке (а провели его в пятом и девятых классах), - будь то меч или наборный пояс, кафтан или пластинчатый доспех, - сделано вручную. Причем каждый предмет - реконструкция археологических находок (наиболее известные памятники русской дружинной культуры - Гнездово (Смоленск), Шестовица (Чернигов), новгородская земля).
Что такое сумка-ташка и умбон?
Было видно, что ребятам такой интерактивный урок истории нравится, да и ведущий его Дмитрий Смирнов сам будто шагнул из прошлого в век нынешний: на нем рубаха и шаровары из натуральных тканей, наборный пояс с сумкой-ташкой и боевым ножом, шейная гривна (металлическое украшение в виде обруча), шапка, отороченная мехом, сапоги...
Каждую деталь можно рассматривать отдельно и рассказывать о ней бесконечно. Вот, например, сумка-ташка. Она шилась из кожи, украшалась литыми накладками или чеканными пластинами и была небольшого размера (12-14 см в длину и ширину). Служила ташка в прежние времена для хранения разных мелочей, карманов-то тогда не было. У Дмитрия там оказался припрятан костяной гребень (тоже, кстати, копия того, что был найден при археологических раскопках).
Наборный пояс - отдельная тема. Носить такие раньше могли только люди состоятельные и высокого сословия. Его особенность в том, что он имел не только пряжку, но завязывался особым узлом. "Знаете, такой пояс гораздо удобнее современных ремней", - рассказывает Дмитрий школьникам.
Иногда в погребениях встречаются сложные пояса, с несколькими видами бляшек, общее число которых может доходить до нескольких десятков. Бляшки поясов имеют разную форму и орнамент: геометрические фигуры, трилистники, крины (лилии), растительные завитушки и др.
С большим интересом ребята берут в руки меч и передают его друг другу по классу.
- Что-то не очень тяжелый, - посмеиваются мальчишки на последней парте.
- Да, он весит всего один килограмм четыреста граммов, а самый тяжелый меч у древнерусского воина весил полтора килограмма. Однако в бою даже такой вес станет ощутимым довольно быстро. Тем более если учесть, что воину еще приходилось держать большой щит, будучи одетым в доспехи и шлем.
Славянских воинов любят изображать вооруженными миндалевидными щитами, но это ошибка. Данные археологии свидетельствуют, что в VIII - X вв. у руссов щиты были круглые и плоские, обычно около метра в поперечнике и около сантиметра толщиной. Состоял он из нескольких деревянных дощечек, которые соединялись вместе, обтягивались кожей и скреплялись заклепками или сыромятными вязками. Посередине щита делали отверстие, которое закрывали выпуклой металлической бляхой (умбоном), защищавшей руки. С внутренней стороны щита были прикреплены ремни, в которые воин продевал руку, и деревянная перекладина (она служила рукояткой).
"Броня дощатая"
- А доспехи можно померить? - школьники один за другим пробуют примерить доспех. Раз - и на тебе восемь килограммов металла! Правда, вес настолько грамотно распределяется по поверхности всего тела, что кажется, будто доспехи не так уж и тяжелы. Хотя, конечно, это лишь первое впечатление.
- А теперь попробуй в них попрыгать, - смеется Дмитрий, обращаясь к новоиспеченному воину.
- Не-е-е-е-ет, - улыбается школьник, но все-таки пробует повертеться в разные стороны и наклониться. Оказывается, доспех сделан таким образом, что позволяет легко выполнять все движения.
Речь в данном случае идет о так называемом пластинчатом доспехе, "броне дощатой", или ламелляре. Делали его, как вы уже поняли по названию, из небольших прямо-угольных металлических пластинок размером 8(10)х 1,5(3,5) см, связывая между собой кожаными ремешками. Для этого в деталях проделывали небольшие отверстия и скрепляли не абы как, а по специальной технологии. Именно особое плетение и позволяло пластинам оставаться очень подвижными, но в то же время прочными. Пластины заходили одна за другую, поэтому создавалось впечатление чешуи, а в местах наложения пластинок защита была двойной. Получается, что доспехи состоят из горизонтальных рядов тесно сжатых пластин. Кроме того, детали делали изогнутыми - это позволяло лучше отводить удары и смягчать их.
- А вот без этого ни один воин не мог обойтись, - Дмитрий показывает ученикам топор. - Да и стоил он недешево. Впрочем, в те времена все изделия из металла по стоимости приравнивались к целому состоянию. Поэтому и следили воины за своим оружием и доспехами очень тщательно (внутренний слой ножен, например, был сделан из шкуры, вывернутой мехом к клинку, - так клинок меча предохраняли от ржавчины, а вот корпусные доспехи чистили речным песком и хранили в льняном масле или животном жире).
Смогли ученики подержать в руках и шлемы. Тяжеловато. С трудом представляешь, как это носили воины. Девчонок же больше интересовала одежда. Кафтан, который принесли на "живой" урок, был сшит из тонкой шерсти, причем исключительно вручную, без единого машинного шва. Все по-честному: аккуратные стежки, ровно притороченные "разговоры" (это горизонтальные узкие кусочки ткани на передней части одежды, на них же крепились застежки, будь то пуговицы или узелки с петельками), подогнутые края.
В прошлое - хоть на денек
А не по-честному, знаете ли, и не получится. Ведь, как правило, вся амуниция готовится не для того, чтобы ее просто повесить в шкаф, - увлеченные своим делом люди участвуют в военно-исторических реконструкциях, которые пусть и ненадолго, но оживляют времена и эпохи. Каждый участник такого действа должен пройти своего рода экзамен - специальная комиссия проверяет, все ли в костюме соответствует исторической достоверности, выполнено так, как это делалось в прежние времена, и т. д. И только тогда дается добро на участие в реконструкции - история не любит обмана.
Дмитрий показал ребятам ролик об одной из крупнейших реконструкций, в которой он сам принимал участие с сотнями таких же увлеченных, - "Битва тысячи мечей". Мероприятие прошло летом 2016 года в Музее-заповеднике "Коломенское" в Москве в рамках цикла исторических фестивалей "Времена и эпохи" (кстати, у нас в области тоже уже не первый год проводится подобный фестиваль - "Кречет"). Казалось, что какая-то машина времени перенесла всех веков на десять назад: масштабные картины боя, милые бытовые зарисовки и ремесленники за работой. И если даже на экране все выглядело так захватывающе, то что уж говорить о реальной обстановке на самой реконструкции!
Класс притих. Ребята внимательны...
- Ну что, понравилось? - спрашиваю уже на перемене. - Очень, - отвечают все хором.
- Я довольна тем, как прошли уроки, - говорит учитель истории школы № 19 Ольга Игнатьева. - Обычно занятия проходят суховато, а тут так живо, на конкретных примерах. Да и ребята порадовали - активные, эмоциональные и главное - размышляющие.
P.S. Не знаю, насколько глубоко зацепил каждого из ребят этот урок. Но я серьезно задумалась над тем, есть ли где выкройки женских костюмов, которые носили на Руси в X-XI веках, и засела читать про амулеты-лунницы.
Самые читаемые статьи

Набережная Уводи преображается
Молодые художники создают масштабный арт-объект к 80-летию Победы

Завоют ли шакалы под Ивановом
В последние годы шакалов замечают все дальше от привычных мест

Жить – как карта ляжет
С какими проблемами приходят ивановцы к тарологу

Человек из девяностых
Андрей Серов: «Тяжелые времена создают сильных людей»