В Иванове есть приют для бездомных, существующий по принципу работного дома: отмоют, отогреют, накормят и дадут работу

Однажды сибирячка Екатерина Крат приехала к ярославским друзьям, которые параллельно своей основной работе создали приют для бомжей. Вот такая у людей блажь – помогать тем, кому помогать обычно никому не хочется. Построили дом, благоустроили его, чтобы люди с улицы смогли сюда обратиться: какое-то время пожить, оформить документы, найти работу – в общем, оклематься и прийти в себя. Екатерина всё это увидела, удивилась, а друзья и говорят: мы, мол, хотим открыть подобное заведение и в Иванове, хочешь – займись, мы поможем. И неожиданно для себя женщина согласилась. Муж и сын поддержали, и семья переехала в Иваново. 

– Я сама из неблагополучной семьи, и всегда понимала, как этим людям трудно выкарабкиваться. Как только появилась возможность сделать помощь своей работой, я с радостью взялась за нее. У наших ярославских друзей есть благотворительный фонд «Квадрат», вот из него нам дали немного денег, чтобы снять помещение и закупить для его обустройства необходимое: кровати, белье, кухонную утварь – и всё, дальше мы сами. В старину такие заведения называли «работные дома». В них не только кормили и давали кров – там жили люди, которые были в состоянии работать. И наши тоже ходят на работу. 

Бомжи ходят на работу? Это не совсем сочеталось с моим привычным представлением о них, и я засыпала Екатерину вопросами: 

– А где они работают, как попадают к вам, платят ли за свое содержание?

– Конечно, просто так с улицы и без документов их никуда не берут. Мы находим им работу – убирать снег или мусор. И я выступаю перед работодателем поручителем за них.

– Не подводили?

– Подводили, еще как. Два случая было, когда они воровали у работодателя дорогостоящие инструменты, и я за них потом выплачивала 50 000 и 70 000 рублей в рассрочку. Мне хватило, и теперь на такие работы больше не устраиваю. А вообще, часть своих заработанных денег они добровольно отдают на содержание приюта.

– А если не отдают?

– Бывает, что не работают и не отдают. И тогда просто лежат целыми днями и смотрят телевизор. Сходят, нальют себе чайку на кухне, возьмут булочек и опять на кровать – ждать обед и ужин.

– И вы не провожаете таких «загостившихся»?

– Нет. Я всегда им говорю, живите сколько надо, ничего страшного в этом нет. Ведь мы для того и созданы, чтобы помогать им выбраться с улицы. Главное правило: не приносить и не распивать спиртное. А когда они трезвые, все со временем понимают свое положение и хотят из него выбраться: заработать денег, восстановить документы (это, кстати, в большинстве случаев вообще не проблема) и уехать домой или к каким-то своим, всё еще близким людям.

– Как эти люди оказываются на улице? Они вам рассказывают о себе?

– Редко. Мы про них почти ничего не знаем. Один мужчина у нас уже около двух лет. У него есть дочь и внуки, он к ним периодически ездит в гости, но не остается – это, похоже, грустная история. У кого-то есть инвалидность или хронические заболевания; большинство страдает от алкогольной зависимости. Адекватно оценить ситуацию они уже не могут, а в таком состоянии оказаться на улице немудрено. У кого-то на заработках украли все деньги, документы и телефон, кого-то обвели риелторы при покупке-продаже жилья, кого-то обманули и выгнали из дома родственники – все они несчастные, потерявшиеся в этой жизни люди.

– А как вы их находите?

– Они все про нас узнают по сарафанному радио. А сначала мы реально ходили по улицам, искали их и звали к себе. Сейчас у нас живут 23 человека. Летом бывает всего трое-четверо: кто-то возвращается на улицу, кто-то уезжает на нормальную работу, находит там жилье и даже женится. Со многими мы остаемся в хороших отношениях и поддерживаем связь. Большинство, кстати, с благодарностью относятся к помощи, которую здесь получили. Но иногда проявляются и иждивенческие настроения. Редко, но бывает: «А вы мне должны, это я не ем, это не хочу, дай-подай». Прямо начинают борзеть. Я им говорю, вы, когда жили на улице, с помойки всё ели, а сейчас чего тут требуете? Будьте благодарны ребятам, которые за свой счет продукты вам собирают, готовят и приносят на блюдечке, очень вкусные обеды и ужины. И делают это лишь по зову сердца и от души.

– Наверняка у ваших подопечных бывают и проблемы с законом.

– Участковые полицейские нас навещают часто, мы у них на контроле. Периодически приносят ориентировки на тех, кто в розыске. Но я всех своих предупреждаю: нарушать закон мы не собираемся – давайте соблюдать правила.

– Вы говорите «дом», «мы», как обычно говорят про семьи и детей. Кем вы для них себя ощущаете?

– Они действительно говорят «дом, домой», меня называют «мать Тереза», а я сама себя – «многодетная мать переростков» (смеется).

– А чем люди могут помочь вашему дому?

– Да, честно говоря, я никогда ничего не прошу, но многие видят, как мы живем, и сами включаются в эту помощь. А так, конечно, нам нужно всё что используется в быту: бытовая химия, мужская одежда и особенно обувь – от такой помощи мы не откажемся.

***

Екатерина упоминала православных активистов, молодых неравнодушных ребят, которые совершенно бескорыстно, по-христиански помогают бездомным. Среди них Фёдор Витязев, участник молодежного движения Ивановской митрополии. В рамках проекта «Хлеб насущный» он вместе с единомышленниками как минимум дважды в неделю приходит на кухню трапезной Преображенского собора (Белая церковь) и готовит им еду. В свое свободное время, из своих продуктов.

«Да, мы собираем их всем миром. За шесть лет наше движение разрослось, сейчас в нем уже свыше больше 1000 человек. Все активно участвуют – жертвуют сладости, муку, картошку, тушенку, крупы. Мы стараемся, чтобы обеды были домашними, чтобы люди почувствовали настоящую заботу о них».

Недавно в приготовлении этих блюд принял участие мэр города Иваново Владимир Шарыпов:  «Приготовили обед для бездомных из ночлега фонда «Квадрат» вместе с уполномоченным по правам человека Светланой Шмелёвой. Мы принесли крупы, картошку, тушенку (если у кого-то есть желание помочь, эти продукты в храме принимают всегда). К нашему приходу уже определились с меню и обозначили фронт работ. Сегодня был крабовый салат с рисом, запеченная курица и пюре. Всё упаковали в контейнеры и отнесли в приют. Хороший был день, несколько часов в отличной компании и приятной атмосфере пролетели незаметно. Искреннее восхищение вызывают люди, которые находят время и на постоянной основе помогают нуждающимся».

Духовным попечителем проекта «Хлеб насущный» является отец Георгий – настоятель Преображенского храма: «Там интересные судьбы бывают. Один человек (он сейчас уже ушел, устроился на работу) – врач из Прибалтики. Жил там с женой, русских стали притеснять, они вынуждены были уехать, перебрались в Иваново. Умерла жена, с этим горем он не справился – запил и совершенно потерял себя. Потом его обманули, лишился жилья и вот так остался на улице. Но здесь ему предоставили работу, оказали социальную помощь, и человек нашел возможность жить по-другому. Теперь вот уже не пьет. У всех есть шанс, и им хочется помочь».

Кстати, все мы тоже так можем – поучаствовать хоть продуктами, хоть руками. Молодые православные активисты и Екатерина Крат будут рады новым людям.
 
 ***

Приют «Квадрат» находится в г. Иваново, по улице 3-го Интернационала, 41

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам