В День текстильной и легкой промышленности мы обычно вспоминаем об успехах ее тружеников, о былых и нынешних достижениях отрасли и в меньшей степени о тех, кто готовил для нее квалифицированные кадры

А ведь в 60–80-е годы наш текстильный институт был главной научно-производственной площадкой, где бился пульс технической мысли отраслевого машиностроения. Со всей страстью работали инженеры-конструкторы, испытывая счастье от результатов своего творчества и научных открытий. Среди них был Георгий Александрович Орлов – декан факультета механики и автоматики, профессор кафедры теории механизмов и проектирования текстильных машин. 

За инженерные кадры он отвечал

Георгий Александрович родом из Кинешмы, по окончании текстильного института в 1966 году остался на кафедре «Теории механизмов и проектирования текстильных машин». Впоследствии именно с этим научным направлением он свяжет жизнь: сначала была кандидатская диссертация, затем ученое звание доцента, потом должность профессора. В течение десяти лет Орлов был деканом вечернего и почти пятнадцать лет механического факультета, который потом переименовали в факультет механики и автоматики.

Вспоминает его коллега, впоследствии ректор текстильной академии Владимир Васильевич Зрюкин: «Это был высококвалифицированный эрудированный преподаватель. Он сам был всё время в творческом поиске и мог увлечь за собой других. Вечерний факультет, вы знаете, что такое: взрослые люди со своим опытом и амбициями, но Георгий Александрович находил подход к каждому, мог заинтересовать своим предметом, хотя учились там не только механики, но и технологи, и швейники. При этом ему каким-то невероятным образом удавалось успешно совмещать самые разные виды деятельности: педагогическую, общественную и партийную. Будучи секретарем парткома, он организовал постоянную помощь нашему подшефному колхозу «Верный путь», создал семь кормозаготовительных бригад из студентов и преподавателей. И всё у него получалось как-то легко и с энтузиазмом. Наверное, потому что он сам любил работать и заражал этим остальных. Им было издано много ценнейших научно-методических разработок. А сколько он подготовил инженеров-механиков – точно больше сотни, и все высочайшие специалисты. Во всяком случае под его руководством они подготовили и защитили дипломные проекты и стали успешно работать в текстильной промышленности. И он отвечал за них». 

Профессор Орлов принимал активное участие во внедрении многоступенчатой системы высшего профессионального образования, в открытии новых специальностей и разработке новых рабочих учебных планов. Он был руководителем секции научно-методического совета вуза по специальности машины и аппараты текстильной и легкой промышленности, членом ученого совета академии, председателем совета факультета механики и автоматики. Его заслуги неоднократно были отмечены местной властью и Министерством образования (нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»).

И родные, и студенты – все дети 

Сын профессора Орлова Александр выбрал другую профессию, но называет себя «дитя текстильной академии»: «Я провел там детство и юность, с третьего класса ходил в студенческую столовую, бегал по коридорам, делал уроки на кафедре у отца и видел, какие потрясающие у него коллеги. Это были увлеченные, творческие интеллигенты, которые поддерживали высокий уровень образования текстильщиков. Ведь бренд «родной текстильный край Иваново» – это же не только невесты и ткачихи. Прежде всего – это промышленность, которая и создавалась вот такими грамотными производственниками и настоящими учеными, целой плеядой профессоров. Мне видится, что возрождение текстильной отрасли и ее былой славы будет опираться все-таки на их основные наработки».

А дочь Анна вспоминает, как в детстве они ждали папу с работы: «Какими счастливыми были наши редкие выходные всей семьей, на Волге на его родине в Кинешме. И как они с мамой постоянно говорили о коллегах, о событиях на кафедре, о каких-то научных идеях и разработках. А еще о студентах, об их талантах, успехах и даже их «хвостах» – и всё по-доброму, с огромной любовью и даже заботой. Я не знаю, есть сейчас такие преподаватели, которые вот так, как мой папа, отдают любимому делу все силы, время и здоровье?»

«Необходимо было уметь начертить эти шестеренки, математически рассчитать движение, направление, нагрузку, – вспоминает Надежда Масленникова, студентка профессора Орлова в семидесятые. – Нам, девушкам, вообще было сложно учиться на механическом, но Георгий Александрович был таким внимательным, улыбчивым, таким умным и интеллигентным – ну неудобно было перед ним выглядеть бестолковыми и никчемными. Он так душевно преподавал, что хотелось как-то ответить ему благодарностью и знать его предмет». 

«Никогда он не повышал голос, не показывал своего недовольства, – вспоминает Василий Машинин, студент текстильной академии в девяностые. – Декана обычно побаиваются и избегают, а мы шли к нему по любому вопросу, знали: он всегда поможет. Всё ему было в радость, и даже мы, студенты, порой бестолковые и непутевые. Он возился с нами, как с детьми. И если видел, что человек хочет учиться, никогда никого не отчислял, даже если предмет не давался». 

«Тут моя могила», тут моя любовь

Предмет теория механизмов машин (ТММ), который в академии вел профессор Орлов, считался одним из самых сложных. Студенты по аббревиатуре даже придумали в шутку свою расшифровку «тут моя могила». Сдать ТММ с первого раза получалось далеко не у каждого, двойки по нему были нередкими даже у отличников и хорошистов. И не потому, что преподаватель был вредным – вовсе нет, просто профессор Орлов очень хотел, чтобы студенты разобрались в предмете досконально и даже полюбили его. Он всегда говорил, что без этого они никогда не станут настоящими машиностроителями. Прикладная наука формирует инженера-текстильщика, и именно она позволяет понять всё производство.

Будучи много лет председателем парткома вуза, представителем партийной элиты того времени, Георгий Александрович не нажил себе ни дворцов, ни машин. «Только шесть соток огорода на болоте, – смеется вдова профессора Валентина Александровна. – Он вообще не ставил задач заработать денег. Для него главным была сама работа, в ней он находил и силы, и вдохновение. С уверенностью могу сказать: всё умное механическое, что сейчас есть в текстиле, во всём этом участвовал профессор Орлов. Машинное оборудование, станки и установки – эта была поистине его среда. В ней он был как рыба в воде, постоянно видел, что можно доработать, как еще усовершенствовать и оптимизировать их работу. Особенно тесно было налажено сотрудничество с заводом текстильных машин, а в последние годы еще и с химинститутом. На этой базе они с коллегами-учеными организовали общее научное производство по обработке текстиля. Были такими увлеченными, что с утра до вечера пропадали на кафедре, в лабораториях и в научном совете. Хоть он и любил всё это, все-таки перегрузки сказались – Георгий Александрович очень серьезно заболел, лечение было затяжным и сложным, встал вопрос об инвалидности. Но когда мы вместе с ним пришли на медкомиссию, он заявил, что вторая нерабочая группа, которую давали в таких случаях, ему не нужна. Помню, врач вышел ко мне в тот момент и говорит: первый раз вижу, чтобы добровольно отказывались. А Георгий Александрович настаивал на своем, мол, иначе он не сможет продолжать работать. Так по его и вышло, инвалидность третьей, рабочей группы у комиссии он буквально выпросил. Потом еще долгое время я встречала его поздними вечерами с работы, потому что боялась, что по дороге домой с ним может что-нибудь случиться – слишком страстно он отдавался любимой работе. Но и коллеги его были такими же, это правда. Я уверена, что слава ивановской текстильной отрасли крепла в том числе и благодаря им – энтузиастам от науки».

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам