Идет широкая Масленица

Как собираетесь отмечать? Сходите в парк посмотреть праздничную программу? Напечете блинов, сожжете чучело. А что петь при этом будете, как своих близких приветствовать, да и зиму провожать? В тишине?

А ведь Масленица испокон века была звучащим, громким и музыкальным праздником. В этом убеждена исследователь фольклора, преподаватель Ивановского музыкального училища Наталья Щербинина.

Запрягу я воробья

«На Ивановской земле всегда Масленицу любили, праздновалась она целую неделю, отражая вековые традиции и устои России. Можно сказать, что во многом они дошли до наших дней в том виде, в котором были 200, 300 и более лет назад. Вообще, у нас сложилась среднерусская традиция празднования Масленицы. Мы впитали всё: и русскую, и украинскую, и западные, и южные казачьи элементы. В фольклорных экспедициях по Ивановской области нам попадались образцы пения разных регионов. А Ирина Ельчева, известный исследователь фольклора, в Гаврилово-Посадском районе находила даже былины.

Конечно, Масленица никогда не была тихой, пели веснянки, заклички и делали это громко. Главным было соблюсти ритуал прощания с зимой. Считалось, что если Масленицу проводили плохо, то зима долго не уйдет и это отразится на будущем урожае. Поэтому нужны были общие усилия, и в обрядах с хороводами, плясками, играми участвовали и стар и млад. У нас был такой замечательный исследователь детского фольклора Георгий Науменко, который писал, что в Иванове пели много именно масленичных детских песен, типа «Запрягу я воробья-воробья. Куда люди, туда я, туда я. Запрягу овечку, поеду на речку. Масленица счастливая, растянися далеко-о». 

Во главе праздника был, конечно, круглый горячий блин, который олицетворял солнце – Ярилу. Да, язычество, но это один из немногих сохранившихся в России праздников, параллельно существующих с христианскими. 

Помириться ради урожая

Отвечая на вопросы участников фольклорной экспедиции, бабушки вспоминали, как четко соблюдался каждый день масленичной недели. Первый день – поделиться блинами с бедными, помянуть мертвых, второй – заигрыши, убираться к приходу гостей, напечь блинов.

А на третий день отмечали Лакомку, или тещины блины, с припеком, со сметаной и икрой – всё самое лучшее в этот день было для зятьев. Они, конечно, тоже должны были славить своих тёщ – всё для того, чтобы наладить отношения, подготовить семью к большой весенней работе. Ведь когда в семье разлад, считалось, что урожая хорошего уже не будет, поэтому всячески старались примириться».

А для Иванова характерно было в это время петь частушки, этот жанр у нас особенно был популярен: в них и потеха, и критика в шуточной музыкальной форме негативных качеств членов семьи. Удобно: в среду пошутил – в воскресенье покаялся.

Прокатил – женись!

В фольклорных экспедициях люди рассказывали исследователям, что в Иванове самое большое масленичное гулянье было на набережной, в районе нынешнего Банного моста. С горы в Уводь скатывали обмазанные дегтем горящие колеса, что вызвало восторг у толпы. По древним преданиям, это делалось, чтоб побыстрее растаял снег и лед на реке, чтоб поскорее пришло тепло. 

«Да, и строить снежные крепости, ставить качели, заливать горки начинали с понедельника, – подтверждает Наталья Щербинина. – Первые три дня была узкая Масленица, а с четверга уже широкая – все переставали работать и начинался самый настоящий большой разгуляй: потехи, игрища, забавы, кулачные бои и всё это с угощениями и с песнями. В экспедициях нам рассказывали, что раньше, если в течение недели кто-то из молодых людей покатал девушку на санях (не обязательно на тройке, даже в обычных салазках), если она к нему села, то это считалось уже выбором: парень должен был жениться. Отказывался присылать сватов, тогда приходили братья невесты и заставляли парня: прокатил – женись! Многие масленичные обряды сводились к сватовству, и после Великого поста часто уже играли свадьбы. Так что во время гулянья женихи выглядывали самых голосистых невест, а они пели громко и горла не жалели, хоть на Масленицу в нашей полосе было еще довольно холодно и петь на морозе непросто».

Рожки, балалайки и пилы

Интересно, какие у нас в Иванове на Масленицу звучали музыкальные инструменты? Наталья Щербинина изучала и этот вопрос: «Конечно, трещетки, гудки, гармони, позже гитары. Как такового оркестра не было – кто во что горазд, у каждой компании свои музыканты. Но иногда между собой устраивали перепевки, главное – привлечь внимание. Мы знаем, что на ивановской земле в старину успешно играли на пилах. Популярны были балалайки и бубны. А женщины предпочитали кувиклы – такие палочки с дырочками, похожие на дудочку или флейту. И мы со студентами тоже освоили этот инструмент. На нем можно добиться разного, очень интересного звучания. Ну, конечно, многочисленные пастушьи рожки с самыми разными голосами – сопрано, альт, тенор. Кстати, воспроизвести хороший звук из этого инструмента было непросто, нужны были здоровые легкие. А еще ивановцы играли на деревянных барабанках. Привязывали планку и стучали по ней палочками, получался интересный звук. Сейчас у нас в ансамбле «Купель» есть похожие на старинные трещотки – студенты соорудили сами».

Знаменитый ансамбль народной песни Ивановского музыкального училища «Купель» (художественный руководитель – почетный работник культуры Ивановской области Л.К. Шагалова) в этом году отмечает 15 лет. Кстати, сейчас он просто нарасхват, молодые артисты выступают по школам, колледжам, больницам и пансионатам – очень востребованы и любимы.

Затаить обиду вредно, сожгите ее

И все-таки, соберемся с родными и друзьями отмечать Масленицу, ну что спеть? «Наши предки пели веснянки: «Жаворонки, прилетите, себе зиму заберите. Возьмите себе сани, а нам отдайте телегу». Весеннему прилету птиц и теплу радовались, потому что зима всем очень надоела. И все песни были об этом: «А мы Масленицу провожали, дорогую свою потеряли, а мы в ямочку ее закопали, а мы ямочку притоптали. Лежи, Масленица, весь годочек. Через год мы тебя раскопаем. И обратно тебя раскатаем. Уж ты Масленица, кривошейка! Мы проводим тебя хорошенько». Если захочется на этот праздник создать вокруг себя атмосферу наших предков, то будет уместно подудеть в любую дудку, хоть детскую, побарабанить, позвенеть бубном, прогоняя зиму. Ну и, конечно, спеть для поднятия настроения заклички. 

А мы Масленицу дожидаем, дожидаем.
Мы в окошечко поглядаем, поглядаем.
Сыр и масло в глаза увидаем, увидаем.
Наша Масленица годовая, годовая.
Она гостенька дорогая, дорогая.
Она пешею к нам не ходит, к нам не ходит.
Всё на команях разъезжает, разъезжает.
Мы блинами гору устилаем, устилаем.
Сверху маслицем поливаем, поливаем.
Как от сыра гора всё крутая, все крутая,
А от масла гора всё ястная, всё ястная.
Ой, ты, Масленица, протянися, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися, зацепися!

Одна из современных масленичных традиций – писать на бумажках что-то плохое, что мучает и мешает жить, и сжигать вместе с чучелом Масленицы. Вряд ли так делали в старину, писать наши предки могли далеко не все. Но все-таки что-то подобное раньше тоже было: девушки и женщины вместе с чучелом Масленицы сжигали платки, в которые проливали слезы. Что ж, хорошая идея избавиться от плохого. А еще не забудьте в последний день Масленицы, в Прощеное воскресенье попросить прощения у своих близких. И важно постараться самому их простить, ведь даже в старину наши предки понимали, что таить обиду очень вредно. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам