Ивановские ученые восстановили платье Екатерины II

Всего же ученые и студенты кафедры конструирования швейных изделий воссоздали около 60 костюмов самых разных эпох и тематических направлений.

Костюм Екатерины: как настоящий

Как рассказал заведующий кафедрой конструирования швейных изделий ИвГПУ Виктор Кузьмичёв, костюм императрицы выполнен для музея сословий России. За основу педагоги и студенты взяли портрет, написанный художником Шибановым в 1787 году во время крымского путешествия Екатерины II. Считается, что сама героиня благосклонно приняла работу и впоследствии заказывала как живописные, так и миниатюрные копии. Английский гравер Джеймс Уокер в том же 1787 году гравировал шибановский оригинал, оттиски императрица дарила приближенным и посылала за границу.

Кстати, именно Екатерина распрощалась с модой на пышные платья с многочисленными подъюбниками, а на важные государственные совещания надевала военный мундир или кафтан. Виктор Кузьмичёв говорит, что исторические работы требуют специальных знаний не только истории, но и технологии производства. 

«Очень сложно реконструировать! Главная сложность в том, что найти аутентичные ткани непросто. А вот специального оборудования как раз не требуется. Раньше использовали только ручную иглу и утюг. Швейная машина появилась позже, во второй половине 19 века», – рассказал специалист.

Что же касается конкретной работы, то, по словам Кузьмичёва, было важно сохранить основные конструктивные приемы. Дополнительную информацию черпали из специализированной литературы. Например, о том, каким образом располагался плечевой шов на поверхности пальто: «На руководствах видно, что шов переводился назад на спинку, для того, чтобы форма плеча была естественной».

Исторические и театрализованные

Костюм Екатерины II – далеко не первый проект политехнического университета. «Так, рядом с пальто Екатерины (на фото) – костюмы для сословий Ивановской области. А с надписью «Русский силуэт» – коллекция реплик исторических костюмов моей дипломницы Алёны Варигиной из музея К. Бальмонта города Шуи. Тоже для воссоздания образов крестьян, мещан, купцов, дворян», – комментирует фотографии Виктор Кузьмичёв.

Особая сложность – в сохранении исторического образа. «Есть три варианта: реплика (абсолютно точная копия), «пять шагов» (расстояние, с которого сложно отличить), примерно-похожая», – говорит ученый. Предварительно студенты и преподаватели работают в музеях (помогает Владимиро-Суздальский художественный музей-заповедник), изучают технологию и конструкцию. 

Для достижения максимальной аутентичности в конце прошлого года кафедра даже запустила студенческую экспедицию «Хлопчатобумажный путь: от волокна к одежде». Ее цель – изучить костюмные фонды местных музеев и составить карту костюмного разнообразия Ивановской области. 

Не только история, но и замысел автора

Но не только сугубо исторические костюмы реконструируют на кафедре, здесь оживают и костюмы из великих произведений. 

Работать с нарядами литературных героев сложно втройне. Нужно не просто понять замысел писателей, но и окунуться в прошлое, изучить крой и костюмные средства прошлого времени, передать психологическое состояние героев. 

Два проекта – «Живой лубок» и «#НашОстровский» кафедра выполнила совместно с музеем Д.Г. Бурылина. По словам заместителя директора музея Дмитрия Орлова, целью проекта «Живой лубок» была популяризация-презентация достаточно сложной для экспонирования музейной коллекции печатной графики живого лубка 17, 18 и 19 веков. «Была выполнена в том числе и реконструкция исторических костюмов. Частично лубки заимствовались из западной культуры, для которой характерно смешение стилей. Сложностью была, конечно, и подборка цветовой гаммы. Но эта непростая работа была выполнена в высшей степени профессионально студентами и преподавателями кафедры конструирования швейных изделий Ивановского политехнического университета под руководством доктора технических наук, профессора, руководителя этой кафедры Виктора Евгеньевича Кузьмичёва. Кроме того, было выполнено 3D-сканирование фигур артистов театра юного зрителя, для которых изготавливались костюмы».

Второй значимый проект для нашего региона – «#НашОстровский» был приурочен к 200-летию великого русского драматурга. На выставке, которая была открыта в стенах музея, представили издания автора, в том числе и первое прижизненное издание драматурга. Музей поддержал достаточно интересную инновационную форму – историческую реконструкцию костюмов героев этих пьес.

«Сложность в том, что драматург достаточно точно и щепетильно прописывал костюмы, детали одежды. Неслучайно специалисты говорят, что элементы одежды были указаны даже для актеров второго плана. Здесь костюмы, в отличие от проекта «Живой лубок», были более достоверны. Именно такие носили представители мещанского сословия, купцы, помещики», – подчеркнул Дмитрий Орлов. 

Взять хотя бы костюм Поленьки из пьесы Островского «Доходное место». Он был сделан для первых актов пьесы, когда обе дочери – и Поленька, и Юленька – жили у своей мамы Кукушкиной. «Главной задачей мамы было удачно выдать замуж дочерей, и, как пишет Александр Николаевич, она исстаралась создать своими руками для них интересные комплекты. Чтобы передать сложность этого комплекта, мы использовали несколько видов материала. В качестве элементов использованы ярусные оборки, эти же оборки использованы в рукавах», – отметил Виктор Кузьмичёв.

Выполненные работы хранятся на кафедре, их передают на выставки, они пополняют фонды музейных коллекций. Они – еще одно доказательство того, что в каждом столетии люди стремились к красоте, отслеживали веяния моды, подбирали образы. Какими они были? Ответ на этот вопрос день за днем дают специалисты кафедры конструирования швейных изделий Ивановского политеха.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам