Поменять форсунку – словно к врачу сходить

Я водитель с большим стажем – около сорока лет, но в устройстве автомобиля разбираюсь мало. То есть представление у меня есть, но в общих чертах. Всегда была уверена, что это и не нужно, ведь существуют специалисты, которые помогут в случае чего.
На прошлой неделе приехала в один известный в городе автосервис менять масло в двигателе. По дороге движок моей машины явно стал троить (так автомобилисты говорят об отказе одного из четырех цилиндров мотора): дергаться при движении, пробивать толчками снизу при холостой работе. Поскольку в автосервисе меня уже ждали, я попросила решить и эту проблему.
У нас только рентген, а нужно МРТ
В эту мастерскую я уже обращалась не раз, но, как правило, именно по замене масла и резины, а также часто выходящих из строя деталей ходовой – стоек, тормозных колодок, подшипников и так далее. А тут забарахлил двигатель.
Автослесарь взялся за «лечение». Поменял свечи – лучше не стало. С помощью специального тест-устройства (по сути компьютера) нашел ошибку кислородного датчика, так называемого лямбда-зонда. Заказали и поменяли его – но движок продолжал троить. Компьютер показывал ошибку датчика коленчатого вала. Заказали и поменяли и его – без изменений.
В автосервисе собрали «консилиум» и решили отправить меня, то есть мою машину, на диагностику к автоэлектрику в другой сервисный центр. Мол, скорее всего, проблема где-то в электронике: «Где именно, мы понять не можем, потому что у нас нет ни приборов, ни специалистов».
То есть если провести параллель с медобследованием, они – хирурги-ортопеды, а мне нужен кардиолог и невролог. У них только рентген, а чтобы понять, почему болит, нужны ЭКГ, МРТ и куча анализов. При этом «ортопеды» уже сделали мне дорогостоящие уколы (запчасти), от которых лучше не стало.
Спекулянты не перевелись
Да, запчасти нынче не дешевые, но если бы они были к месту. Часто при многих автосервисах есть свой снабженец, который в определенный момент доставляет нужные детали прямо в процессе ремонта. Казалось бы, очень удобно: тест показал ошибку в датчике коленвала – а вот он, пожалуйста, нужен лямбда-зонд – получите. Только стоят они почему-то в два-три раза дороже, чем в интернете или даже в обычных магазинах запчастей, – чистая спекуляция на положении. Надо менять – меняйте. Только потом выясняется, что купить эти запчасти можно в разы дешевле на соседней улице или менять их было вовсе не обязательно. Но как откажешься, когда твой несчастный автомобиль стоит в разобранном виде, а проблема не решена?
К слову, в результате этих обследований я потратила кучу денег, а машина так и осталась неисправна.
Приборов много, специалистов не хватает
Бессмысленность моих расходов стала очевидной в другом автосервисе, у тех самых электриков. Два Сергея оказались не просто работягами, а мыслящими исследователями. Сначала они исключили проблемы электропроводки. Здесь бы нам и расстаться, то есть они могли бы послать меня дальше, к мотористам, но решено было продолжить диагностику.
Что эти специалисты делали, несведущему человеку понять невозможно. Для исследования болезни моей машины в ход шли компрессометр, вакуумметр, мотор-тестер, какие-то стенды, гибкие микровидеокамеры – целый диагностический комплекс. «Врачи» задавали кучу вопросов: а это у вас смотрели, это мерили? Нет, говорю, у них там был только сканер. «Ну как же? Здесь нужно полное обследование, все же связано, как и в организме человека. Одного сканера недостаточно, это не панацея. Только по его показателям причину неисправности двигателя не установишь. Приборов полно, специалистов не хватает, купить сканер – не проблема, надо еще уметь с ним работать и видеть все в комплексе».
Рынок, свободный от совести
Короче, в ходе исследования выяснилось: «на первом цилиндре, создавая богатую смесь, переливала форсунка. То есть она неисправна и подлежит замене, а установленные ранее датчики менять было не надо». То есть порядка 6–7 тысяч рублей в первом сервисе я заплатила зря.
Правда, версия про форсунку у тех специалистов все-таки была, и их ушлый снабженец сразу же предлагал мне купить ее исключительно у него за 11 тысяч рублей. Забегая вперед, скажу: в магазинах города, в том числе в ближайшем к той автомастерской, эта деталь в зависимости от производителя стоит от 4 до 8 тысяч. Да и те самые, оказавшиеся ненужными датчики там стоят вполовину дешевле. Скажете, это свободный рынок? А я утверждаю: чистой воды спекуляция на наших проблемах.
Автоэлектрики ничего мне, простите, не втюхивали, форсунку я купила сама в магазине запчастей. Правда, пришлось ее заказать и подождать день, но зато за 8, а не за 11 тысяч рублей.
Не нашли проблему – придумайте
Оба Сергея признались: «Мы раньше работали в другом сервисе, что называется, на хозяина. Так вот зарабатывал он не на устранении неисправностей машин, то есть не на работе слесарей, а на запчастях, впаренных автовладельцам очень часто без надобности. Нам так и говорили: ваша задача – найти, что заменить. Если не находите – придумайте. Там были менеджеры, которые тут же и предлагали клиентам купить детали, причем втридорога. Вот так при мне смотрит в компьютер и говорит: с вас будет шесть тысяч, такие сейчас цены. А на экране при этом – две с половиной. И клиент соглашается, куда ему деваться, машина-то стоит разобранная. И менять эту деталь было необязательно, и стоит она на самом деле гораздо дешевле. Разве это правильно? Люди ведь не дураки, рано или поздно всё выяснится. Если на этом наживаться, можно остаться без работы. Вот теперь, в своем сервисе мы отсылаем клиентов искать запчасти самостоятельно. Рынок обширный, цены очень разнятся. Кто-то довольствуется китайским аналогом, а кто-то хочет оригинальную запчасть – дело хозяйское, только обманывать людей, говорить, что других вариантов нет, не надо».
Выводы из этой истории для себя я сделала. Во-первых, не надо стесняться обращаться к другим специалистам – стороннее мнение, как и в медицине, не помешает. Во-вторых, выбирать лучше тот автосервис, где проводят комплексную диагностику. И в-третьих, покупать запчасти лучше в магазине (в интернете), а не в автосервисе. Ну и в-четвертых, обращайтесь к тем, кому доверяете – получается выгоднее.
Самые читаемые статьи

«Народные» конструкторские бюро
Что изобрели ивановцы для СВО

Чугунное крыльцо на старом месте
Вместо хозпристройки

Сколько у нас Пушкиных?
Ивановские школьники следуют за «солнцем»

Страх – плохой помощник
Как выявить и вылечить онкозаболевания на ранней стадии