Распределение возвращается?

Минздрав разработал законопроект, предлагающий обязательное трудоустройство после окончания вуза врачей, учившихся на бюджете. Выпускники, которые захотят от этого отказаться, должны будут возместить государству в двукратном размере средства, потраченные на их образование.
Это решение стало ответом на тревожную статистику: около 40 процентов медиков, окончивших вузы и колледжи за счет госбюджета, не идут работать в государственные или муниципальные больницы.
«Нам нужно четко иметь меры по закреплению выпускников, а также по отработке после завершения образования для медицинских работников», – отметил министр здравоохранения Михаил Мурашко, его слова цитирует РИА Новости.
Согласно предложению Минздрава, выпускники медицинских вузов будут обязаны отработать в государственных и частных клиниках минимум три года, а студенты колледжей – два года.
Проект нашумевшего закона опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. По сути, это ряд поправок в федеральный закон «Об образовании», основная цель которых – сохранить медработников в системе здравоохранения.
«Подобные практики уже реализованы в некоторых странах СНГ, таких как Беларусь и Казахстан, где выпускники обязаны трудиться по распределению в течение нескольких лет», – пишет портал «Поступи онлайн».
Преждевременный шум
Но нельзя говорить, что вернется советская система распределения. Сделать это будет невозможно даже при большом желании, потому что многие нормы законодательства того времени противоречат действующим сейчас.
В самом законопроекте, кстати, нет ни слова о распределении. Там написано, что выпускник, отучившийся на бюджете, осуществляет трудовую деятельность «в соответствии с полученной квалификацией в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи».
То есть он сможет работать как в государственных, так и в частных клиниках. Основной критерий – медицинское учреждение должно работать по системе ОМС.
Так что основная цель законопроекта – сохранение медицинских кадров в медицине. И это, согласитесь, справедливо.
Что же касается «распределения», то на государственном уровне успешно работают другие механизмы привлечения кадров. Это меры социальной поддержки: компенсация первого взноса по ипотеке и единовременные выплаты для вновь трудоустроившихся специалистов. Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» вполне эффективны и способствуют переезду врачей в малые населенные пункты. Еще одно направление – целевой набор, который, к примеру, в Ивановском государственном медицинском университете превышает 75%. Постепенно все эти механизмы способствуют тому, что кадровый вопрос решается. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но эффективно.
Как и с любой ситуации в жизни, у всего есть плюсы и минусы. Даже если законопроект будет принят, только впоследствии будут разработаны подзаконные акты и механизмы реализации, о которых пока говорить преждевременно. Предполагается, что новые нормы затронут выпускников с сентября 2026 года.
Мы спросили студентов, что они думают по поводу законопроекта, а их преподавателей и людей, которые уже добились больших высот в науке и медицине – про то, какую роль в их жизни сыграло распределение.
Светлана Орлова, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой Ивановского ГМУ:
– После окончания 6-го курса нас направили в Московскую область, в Ногинскую ЦРБ. Нас великолепно и с большой радостью встретили старшие коллеги и в тот же день оставили с подругой, таким же стажером, на дежурство. Первый опыт был судьбоносным. Когда к нам поступил четырехлетний мальчик после утопления, это был настоящий экзамен на стойкость и профессионализм. Мы не имели права на растерянность; каждая секунда была на счету. К счастью, мальчик вернулся к жизни. Этот случай стал для меня важным уроком: я поняла, что мы способны справиться с любыми вызовами. Кстати, наша профессиональная подготовка ничуть не уступала той, которую получают выпускники ведущих медицинских вузов. Последующая моя работа в Вичугской ЦРБ дала возможность столкнуться с совершенно другой реальностью. Попав на цыганский участок, я осознала, что мне становится скучно в рутинной практике. Я поняла, что хочу заниматься наукой – это стало моим призванием. Поступление в аспирантуру и переезд в Иваново открыли передо мной новые горизонты. Эти воспоминания навеяли мысли о том, как важны первые шаги в профессии и как они формируют нашу дальнейшую судьбу.
Аглая Башлачева, второкурсница лечебного факультета Ивановского ГМУ:
– На самом деле у меня, как и у многих студентов-медиков, которые учатся на бюджете, неоднозначное мнение по этому поводу.
С одной стороны, студенты, только окончившие медицинский вуз, сразу получают работу. Прекрасная возможность набраться опыта. Эта инициатива поможет решить проблему кадрового кризиса, которая особенно актуальна в медицине. Казалось бы, у выпускников – гарантированная работа, а в больницах и поликлиниках – врачи. Здорово? Конечно! Но с другой стороны, многие выпускники после окончания основного обучения хотят поступать в ординатуру. Поскольку базовое обучение составляет без малого шесть лет, то не хочется терять еще два-три года на специальность, которой в дальнейшем не планировал заниматься. Так же немаловажное место в принятии решения об «отказе работать» в государственных лечебных учреждениях играет будущая заработная плата. Она очень часто не соответствует ожиданиям и количеству проделанной работы.
Анна Малышкина, директор НИИ Материнства и детства:
– Хочу подчеркнуть важность практического опыта для студентов медвузов. Я сама после клинической ординатуры сразу начала работать научным сотрудником и врачом, что позволило мне глубже понять связь теории и практики. Научный сотрудник и преподаватель не могут состояться без клинической практики. Только такое соотношение обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в медицинской сфере.
Георгий Лобков, шестикурсник лечебного факультета Ивановского ГМУ:
– Вероятнее всего, до моего поступления в ординатуру этот проект не примут. Но он натолкнул меня на мысли о существующей проблеме. Люди не идут за низкую зарплату в бюджетные организации. И приходится изобретать обходные пути. Инициатив с 1990-х годов было множество. Какие-то не прижились, а какие-то (например, преобладание целевой квоты) остались. И этот проект, скорее всего, станет нашей реальностью на ближайшие годы. Иных способов заманить врачей, избегая «крепостного права», я не вижу. Выходит, для новых выпускников бюджетное образование – это отложенный кредит: деньги за обучение они будут возвращать государству из будущей зарплаты. Конечно, есть и плюсы: можно получить опыт и перейти на работу в желаемое место. Но основной минус: потраченное в нелюбимом месте время никто не вернет.
Игорь Волков, главный врач Ивановской областной клинической больницы:
– В моей жизни распределение сыграло ключевую роль, определив не только профессиональный путь, но и личную судьбу. В 1987 году, после окончания Ивановского медицинского института, я оказался в областной клинической больнице. С первых дней работы детским хирургом я понял, что именно здесь смогу реализовать свои знания и навыки, а также внести вклад в здоровье и жизнь маленьких пациентов.
За пять лет смог вырасти до заведующего отделением, а затем, в 2006 году, возглавил эту замечательную медицинскую организацию. Каждый день приносил новые вызовы и возможности, и я всегда старался подходить к ним с полной ответственностью и преданностью делу. Получается, уже сорок лет я работаю в медучереждении, куда меня распределили после окончания ординатуры.
Самые читаемые статьи

Наши краны лучше, но покупают китайские
Как ивановские промпредприятия решают кадровую проблему, на каком оборудовании работают и к чему готовятся?

Самый доступный вид спорта
Лишь бы снег был

Единое пособие: изменения
Выплаты – до 16 тысяч рублей на ребенка

«Голем не страшный, он мягкий, как глина»
Печь – стартовый капитал для своего дела и увлечения