Честный ли знак?

С 1 марта в России стартовала третья волна маркировки текстильных изделий. Первые две пережили далеко не все ивановские предприятия. Но те, что остались, только закалились в борьбе за выживание. Как это было, как отразились новые требования закона на стоимости товаров и кому вообще это нужно? Об этом «РК» рассказали две ивановские предпринимательницы из сферы швейного бизнеса.
Плати за каждый «киз»
Мария Кулагина: «Первая волна началась еще в 2021 году, но не по всем категориям. Мы попали во вторую в 2024 году, когда добавилась нательная одежда – мы как раз шьем платья, туники, сарафаны. На каждое изделие мы должны наклеить так называемый «КИЗ» (контрольный идентификационный знак) – это уникальный код, который присваивается каждой единице маркируемого товара. Он является элементом национальной системы цифровой маркировки товаров «Честный знак».
Все это стоит определенных денег, по нашей категории – 60 копеек за каждое изделие. Выпустили 5 тысяч одинаковых халатов – нужно заплатить 3 тысячи рублей, и так по каждому виду. То есть помимо того, что ты проклеиваешь QR-код, который они требует, вторая наклейка – «КИЗ», и они должны соответствовать друг другу. Как я понимаю, при желании покупатель, а скорее всего, проверяющий из налоговой наведет на код сканер (или смартфон, если на него установлено специальное приложение) и прочтет всю информацию: к примеру, производитель ООО «Ромашка», красное платье, размер 52, состав – хлопок 100%. И так на каждый размер и каждое изделие. Перепутать нельзя, это будет нарушением. Оптовых поставок мы не отгружаем – работаем только с маркетплейсами».
Чтобы система работала, производители должны были установить на свои компьютеры специальную программу, которая генерируется с национальной системой цифровой маркировки товаров «Честный знак». На деле программа оказалась совершенно неудобной и малоэффективной. Марии, как и многим предпринимателям, пришлось покупать дополнительное, более понятное в применении программное обеспечение, и это тоже вылилось в копеечку.
«Система такая, – поясняет Мария. – Ты открываешь на свой магазин личный кабинет в «Честном знаке», там идет интеграция с налоговой, МВД и всеми структурами, они подтягиваются автоматически. И там есть еще главное – «национальный каталог», в который любой покупатель и попадает при желании. Отсканирует вот эту наклейку на товаре и получит полную информацию о нем. И вот чтобы это было возможно, мы платим за каждый шаг: за личный кабинет, за членство в нацкаталоге, само собой, налоги, за каждый «КИЗ» и так далее. В целом после введения маркировки наша продукция подорожала примерно на 5%».
Разобрался – сэкономил
Казалось, удорожание не такое уж и существенное, но многие производители закрылись. Мария знает тех, кто не выдержал новых требований и условий. Почему?
«Стало все прозрачно, ни одно изделие невозможно продать без этого «КИЗа», даже оптовикам. Да и открыть сам личный кабинет в «Честном знаке» не так уж и просто. Людям пришлось платить большие деньги за помощь специалистов. Лично я не платила – разобралась сама, но чего мне это стоило: целый месяц, не поднимая головы сидела и вникала. Да и сама госпрограмма была не готова к такой нагрузке, когда вся страна сразу начала ее применять. Зависание было на каждом шагу, выдавалась ошибка на английском – что делать, как понять? Рассчитывать на техподдержку тоже было нереально – они там сами ничего толком еще не знали. К тому же в 17:00 работники «Честного знака» выключали компьютер и шли домой. А маркетплейсы продукцию без маркировки уже не принимали. Вот стоят 150 коробок с товаром, а его отгрузка зависит от устранения ошибки в системе. А как устранить? Никто не знает. Было очень трудно, поэтому у многих предпринимателей просто не выдерживали нервы, кончались силы, деньги и они закрывались».
Нельзя сказать, что государство совсем не помогало разобраться – какие-то семинары, где вопросы разъясняли, все же проходили, в том числе и через центр «Мой бизнес». Но если есть спрос, есть и предложение – на рынке появилось множество компаний по оказанию информационных услуг. И расценки у них были далеко не скромными. Например, открыть личный кабинет в «Честном знаке» – 50 тысяч рублей. «Открывается он на организацию, у меня их три на всех маркетплейсах, – сетует Мария. – Получается, мне нужно было отдать просто так 150 тысяч. Но я-то сэкономила, потому что разобралась сама, а многие платили, просто чтобы продолжить работать. При этом мало открыть этот личный кабинет, им надо пользоваться. Без специальной программы это очень сложно, мы ее купили, а это опять расходы, причем ежегодные».
Наклейка не для покупателя
Светлана Евгеньева: «У меня производство комплектов постельного белья. Набор подбирается примерно из 4–5 предметов, на каждый нужно сделать наклейку и, естественно, заплатить за каждую. Без этой маркировки торговать нельзя ни в интернете, ни на рынке. Придут проверяющие со сканером, «пикнут», посмотрят: совпадает ли информация в «Честном знаке» с этикеткой. Действительно ли наволочка голубая в розовый цветочек, а простынь розовая в голубой, двуспальная ли она.
Ну кому это нужно? Покупателям? Они и так видят товар. Им вообще эта наклейка, из-за которой столько денег и сил тратится, не нужна. И наш потребитель никогда не будет устанавливать себе на телефон никаких специальных приложений, чтобы проверять постельное белье на контрафакт. А ведь именно так всем объясняли, для чего нужна маркировка, – для борьбы с подделками. Мол, вот ваша продукция будет идентифицирована, это защита вашего бренда, чести фирмы и бизнеса. На самом деле, это нужно только для того, чтобы его контролировать и брать дополнительные деньги.
У меня швейный цех на 100 квадратных метров, работают всего шесть человек, объемы небольшие. Но мне пришлось платить программистам (лучше не спрашивайте сколько), чтобы войти в эту нацсистему, чтобы государству было видно, как я работаю. И оно с меня берет теперь просто так дополнительно порядка 30–40 тысяч ежемесячно только за этот якобы «честный знак».
Я знаю фирмы, где оборот, не как у меня, а миллионный, так там для работы с этой системой наняли отдельного сотрудника – это еще расходы. Понимаю, что отменить уже ничего не получится, придется подстраиваться, платить – с государственной машиной не поборешься. Но ведь мы закладываем эти расходы в цену товара – это же понятно всем. Где же здесь забота о покупателях? Предприниматели сами заинтересованы в качестве своего товара, да и потребитель выбирает то, что ему подходит: дешевый ситец или дорогой сатин – это рынок. Все понимают, что вся эта задумка была именно для учета бизнеса. Складывается ощущение, что государство ищет все новые и новые способы контроля, потому что нам не доверяет, а это не партнерские отношения».
За первые четыре месяца 2025 года ивановские предприятия изготовили 20,3 млн единиц постельного белья. Сшито 118 тысяч платьев (кроме трикотажных), 6 млн единиц нательного белья.
Ивановская область – не передовик в маркировке изделий текстильной промышленности. Согласно официальным данным за прошлый год, в топ-5 регионов по объемам маркировки входят Москва, Санкт-Петербург, Московская, Новосибирская, Свердловская области.
Самые читаемые статьи

Каждый десятый текстильщик – ивановец
В отрасли занято почти 27 тысяч жителей региона

Мое текстильное прошлое
День текстильщика мы с подругами-одноклассницами тоже отмечаем

От легионеллы в кондиционере до клещевого энцефалита в Сибири
Инфекции и паразиты, поджидающие в отпуске

22-летний ветеран
Позывной – «студент»