Память – в музеях и учениках
12 января на 82-м году жизни не стало Леоноры Григорьевны Горбуновой. Она была одной из ключевых фигур в музейном сообществе нашего края, признанным новатором в этой сфере.
Горбунова – заслуженный работник культуры РФ, работала директором Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Бурылина в сложнейший для музейщиков период слома эпох – в 1980–1990-е. Коллеги звали ее проще, чем записано в паспорте, – Лена Григорьевна. Согласитесь, так теплее.
Она родилась в 1944 году в городе Улан-Удэ в семье военнослужащего. В 1966-м после окончания исторического факультета Ивановского пединститута поступила на работу в областной краеведческий музей. С 1978 года она – генеральный директор областного объединения, в которое вошло более 20 музеев нашего края.
Музейный стратег
Вот что рассказала мне Галина Карева, возглавляющая Музей ивановского ситца, почетный работник культуры области:
«В 1987-м, после истфака, я пришла в музей на Советскую устраиваться на работу. Лена Григорьевна, генеральный директор музейного объединения, сидела в большом кабинете. Поджилки у меня тряслись. Она расспрашивала, о чем диплом, что могу, чего хочу. Я сказала, что хотела бы работать в создающемся музее ситца. Творческую группу, предложившую концепцию музея, возглавляла Елена Толстопятова.
Тогда на методсоветах уже обсуждали, каким надо сделать музей семьи Цветаевых. Идея его создания принадлежала, думаю, Горбуновой. Она вообще была стратегом развития музейного дела в области. Под ее руководством в области появились музеи «гениев места», выходцев из нашего региона: братьев Весниных, Тарковского, семьи Цветаевых. Разве в советское время кто-то вспоминал изобретателя электросварки?! Музей Бенардоса создали в Лухе тоже при Горбуновой.
Вспоминаю, как строили экспозицию, посвященную советскому периоду в музее ситца (его открыли в 98-м). Елена Григорьевна входила в проектную команду как рядовой член. Поступавшие идеи обсуждали, отклоняли, и она даже намека не делала, что она тут – руководитель. Эта выставка оказалась первой о советском времени, которую создали в музеях новой России. Наш музей в числе первых в стране выиграл грант Сороса на создание большого сайта».
Горбунова была вынуждена уйти из музея в 2001-м. Тогда был печальный для культуры области период. Галина Карева рассказывает: «Когда она из коллектива ушла, мы, оставшиеся сотрудники, много лет ходили к ней два раза в год, поздравляли – в Международный день музеев и в ее день рождения».
Первые в Союзе
Своим учителем в профессии считает Горбунову и кандидат исторических наук Елена Почивалова: «Горбунова была нестандартным человеком. Думаю, она жила чуть-чуть не в свое время. А в будущем – по свободе мысли, незашоренности взглядов, нестереотипности мышления.
Понятие «музейная педагогика» появилось здесь, в Иванове. Тогда благодаря мощной поддержке со стороны отдела пропаганды горкома КПСС (который возглавляла замечательный руководитель Маргарита Разина) стали стимулировать системное посещение музеев детьми. Это был эксперимент, который заинтересовал всю страну. У нас создали отдел музейной педагогики: открыли детскую творческую мастерскую, создали школу краеведения, работали с детьми, у которых проблемы со здоровьем. В каждом коллективе было что-то свое, даже в небольших музеях нашего объединения.
Горбунова привлекла к сотрудничеству Феликса Кагана, с которым мы начали создавать театрализованные представления с использованием музейных предметов. Старинные артефакты у нас ходили, говорили, имели свои характеры, через это мы рассказывали о жизни наших предков. Музейный театр русского костюма пригласили на 500-летие Грановитой палаты в Кремле. Наш музей стал методическим центром Советского Союза по продвижению музейной педагогики.
В начале 90-х демонтировали музей первого Совета. Мы сделали экспериментальную экспозицию «1905 год глазами современника». Мы открыли такие факты, причем очень важные, которые прежде в экспозиции вообще не были отражены. Выставку приняли и посетители, и – что для нас стало важным – историки.
На смену устаревшей материально и морально экспозиции пришла выставка «Человек. Душа. Духовность». Она о том, что было на территории региона, почему это произошло, как складывалась наша неоднозначная витиеватая история. Там была и редчайшая вышитая икона Владимирской Божией Матери, и первый Совет, и разрушение храмов, и многое другое. Мы приоткрыли суть русского человека. Для многих посетителей экспозиция стала озарением. Особенно впечатляла она иностранных посетителей (их тогда было очень много). А руководители энергоуниверситета стали подписывать в нашем музее договоры с партнерами из Франции, США, других стран – после того, как гости познакомятся с экспозицией. Зарубежные партнеры чувствовали, в какой интересный и перспективный регион они станут вкладывать инвестиции».
Основополагающая роль
Нина Клюкина, директор музея им. Фурманова в г. Фурманове вспоминает о своем бывшем руководителе: «Я общалась с Горбуновой и после ее ухода из музея. Она приезжала к нам, поправляла, подсказывала. При этом всегда была деликатной. В 1991-м Фурманову исполнилось 100 лет. Учитывая исторический слом эпох, надо было сориентироваться: как подать личность Фурманова. Уже нельзя было представлять его только как большевика, коммуниста, комиссара Чапаевской дивизии. Требовалось и учитывать состояние общества, и не потерять важное в прошлом. Горбунова мне подсказала: «Давайте посмотрим на Фурманова новым взглядом. Есть дневники, которые он вел с 1910 года. Там есть его отношение, например, к религиозным памятникам». И получилось!»
Кандидат исторических наук Елена Соснина с 1992 года работала в музее семьи Цветаевых. «Он только начал формироваться. Главным исполнителем разработанного в музейном объединении проекта стала Евгения Михайловна Молодцова. Горбунова поддерживала глубокую научную разработку темы как основу музея. Тогда, после 1991-го, стало выходить много книг про Цветаевых, мы их покупали, изучали, обсуждали, я часто ездила по стране в командировки – искала документы, артефакты, связанные с историей этой семьи.
Если спросить, какую роль сыграла Горбунова в моей жизни, то отвечу: главную, основополагающую. Она определила мою судьбу. Когда Лену Григорьевну выдавили из музея, я была в числе тех, кто ушел вслед за ней. Мы общались до последних дней ее жизни».
Сейчас наш регион, наверное, единственный в России, где нет областного краеведческого музея. Кто-то упрекает в этом Горбунову. Мол, музей закрылся, когда объединение музеев возглавляла она. Что же произошло? Здание, где располагалась краеведческая экспозиция, потребовалось закрыть на ремонт в конце 1990-х, процесс затянулся лет на 8. Когда его закончили, Горбунова уже не работала. И сферу культуры возглавлял не талантливый руководитель И.М. Мельниченко, который был созидателем, умеющим сотрудничать с талантливыми, креативными руководителями, какие бы характеры у них ни были. Увы, сферой культуры рулил совсем другой человек. Елена Соснина перед уходом разработала концепцию краеведческого музея, но коллектив был разогнан – из музея ушло человек 12. И то, что краеведческого музея в городе нет, это не вина И.М. Мельниченко или Л.Г. Горбуновой и ее команды, а наша общая беда.
Соболезнование коллегам и родным прислал президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он назвал Леонору Григорьевну выдающимся музейщиком, отметил, что в том числе благодаря ее профессионализму и энергии в 80–90-х годах сформировалась культурная жизнь Ивановской области. Она выступила организатором масштабных и успешных выставочных проектов со многими крупными всемирно известными музеями, такими как Музей Соломона Гуггенхайма в США, а также конференций по музейной проблематике, программ эстетического воспитания и образования детей и подростков, школы подготовки музейных кадров.
Самые читаемые статьи
«Пока мы помним — герои живы»
Ивановцы почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда
Ивановские склоны
Горнолыжники и сноубордисты равнинного региона
Услышать мир
В Ивановской области около 400 детей с нарушениями слуха
Кто как называется
«Золото» по итогам года взяли Артем, Михаил и София