«Царь-клюква» в числе лучших сувениров страны
А южский маршрут лидирует в голосовании по региону
Иваново в финале Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» представили магниты ручного ткачества и кулинарные лопатки с рисунками в технике выжигания, которые изготовили в организации «Грани». А Южу в финале престижного смотра - сувенир «Царь-клюква».
В прошлом году, напомним, сувенир под таким названием уже широко обсуждался. Местный Дом ремесел в рамках разработки бренда района изготовил миниатюрный настольный памятник Южской царь-клюкве.
«Это бесценное сокровище южских болот, выполненное из керамики, размещено на постаменте, декорированном под мрамор. Мастерски воплощенная клюква поражает сходством с оригиналом. Разработано и выполнено изделие мастерами Южского дома ремесел мастером студии «Керамика» Анжелой Калининой и мастером студии «Деревообработка» Сергеем Маловым», - писали журналисты.
Вторым сувениром стала «матрешка-неваляшка», на которой изображен богатырь, держащий в одной руке щит с гербом Южского района, а в другой - палицу в виде клюквы. Написал этот символ стойкости и мужества мастер студии «Роспись по дереву» Иван Боков.
В прошлом году этот сувенир участвовал в конкурсе «Туристический сувенир», как и клюквенная погремушка, но в финале оказался только колокольчик, украшенный болотной ягодой. Тоже южский.
Первого же места в номинации «Сувенир города» эксперты всероссийского смотра удостоили тогда шуйское мыло «с молодильными яблочками», изготовленное по старинным рецептам. В Музее мыла напоминают, что Екатерина II пожаловала городу герб с бруском мыла, отдав дань его качеству: «Известно, что императрица сохранила свежесть, мягкость и упругость кожи, оставаясь привлекательной, несмотря на возраст». В номинации «Сувенир туристического маршрута» на втором месте оказалось шуйское мыло «Царское». В музее рассказывают, что августейшие особы часто посещали древний город: «Любили цари и поохотиться в шуйских лесах, и в баньке попариться со знаменитым шуйским мыльцем». Обо всем этот можно узнать на маршруте «Дорогами русских царей». «Каждый камень, каждая тропинка в этом маршруте связаны с монархами», - объясняют туристам. А про царское мыло говорят, что оно напоминает о визите в Шую в 1837 году цесаревича Александра II, который очень любил апельсины. Потому-то брусочек и пахнет апельсином с корицей. «Именно такой аромат стоял в домах шуйских купцов, встречавших цесаревича с наставником Жуковским», - объясняют мыловары.
В финал престижного конкурса в минувшем году вышло и мыло серии «Поэтическое». Она посвящена поэтам, биографии которых тесно связаны с ивановской землей. «Марина Цветаева стала первой в этой серии, - рассказывают в музее. - Ее строчка «В сияньи розовых лучей...» вынесена на упаковку сувенирного шуйского мыла». Шуяне напоминают, что отец Марины Цветаевой был почетным гражданином города. Другой шуйский сувенир - магнит «Гармошка» - не выбился в лидеры, но запомнился многим. Презент этот, расписанный вручную, стал уже символом Шуйской гармонной фабрики.
Расписные доски Лидии Колыгиной из Палехского дома ремесел в прошлом году получили третье место в номинации «Сувенир туристского маршрута». Цена на такие презенты от палехских мастеров не кусается, несмотря на то, что расписаны они «темперными красками в традиционных видах росписи с элементами авторских мотивов» и покрыты тремя слоями лака. В финал конкурса в номинации «Сувенир-игрушка» вышли глиняные игрушки мастера Елены Мольковой.
В этом году, как мы сказали, в центре внимания царь-ягода Южи. И не только на смотре сувениров, но в конкурсе на лучший туристический маршрут Ивановской области, судя по народному голосованию, которое предваряет решение экспертов, в номинации по культурно-познавателным маршрутам лидирует проект «В клюквенном царстве, в Южском государстве». За него отдали голоса более четырех тысяч человек, что составляет более сорока процентов от числа всех участвующих в опросе по этой номинации.
«Гостей с «изюминками» земли южской - домом ремесел, народным театром, фабрикой лаковой миниатюры и музея куклы в Холуе и удивляют гостеприимством», - сообщают авторы тура. В числе его интерактивных программ - «Ужин в крестьянской избе» и «Раз при
ехал ты в деревню научись доить козу».