В соревнованиях примут участие команды девушек из России и Белоруссии
На 21 ноября в мэрию направлена 21 заявка от инициативных граждан на участие в муниципальном отборе проектов
Собственники и наниматели жилых помещений имеют другое жильё
Звание присвоено  капитану полиции Денису Бубнову, старшему участковому уполномоченному полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ОМВД России по Советскому району
В Иванове пройдет Всероссийский конкурс жестового пения
В гостях у «Рабочего края» были Булат Окуджава и отец Дарьи Донцовой

 

В Год кино «РК» на своих страницах опубликовал немало интересных материалов, рассказывающих о вкладе ивановского края в мировую кинематографию. Однако на кинематографической карте области остались и «белые пятна», которые еще предстоит исследовать. И если имя нашего земляка, актера кино Владимира Гусева у всех на слуху, то о неснятом фильме по книге узника Бухенвальда Николая Тычкова и о том, что редакцию «Рабочего края» посещали именитые люди, отметившиеся в отечественном кинематографе, мы не знаем практически ничего.

Киноактер из Кохмы
Седьмого сентября 1962 года, в пятницу, киностудия «Мосфильм» выпустила в прокат кинокомедию «Гусарская баллада». Роль раненого адъютанта фельдмаршала Кутузова в фильме сыграл наш земляк - кохомчанин Владимир Гусев.
Как раз в то время перед кинематографистами партия остро поставила вопрос о необходимости задуматься над тем, как принимаются народом, как посещаются их фильмы. Желая быть в «тренде», журнал «Советский экран» в 1963 году обратился к своим читателям с вопросом: «Какой фильм отечественного производства, выпущенный на экраны страны в 1962 году, вы считаете лучшим?» Ответы и письма прислали 35 217 человек. Из одиннадцати фильмов «Гусарская баллада» набрала 1350 голосов и заняла пятое место.
На тот момент это был девятнадцатый фильм Владимира Гусева. Родился он в Кохме в 1933 году, в День Советской армии и Военно-морского флота (ныне День защитника Отечества). Еще мальчишкой Володя «заболел» кино. Вместе с товарищами он часто ходил в кохомский кинотеатр, построенный за два года до рождения будущего актера. Экран завораживал подростка.  Героизм, трюки и погони окончательно определили его жизненную стезю. Владимир Гусев решил стать актером кино. Окончив среднюю школу, он поехал в Москву и  поступил на курс режиссера Юлия Райзмана во ВГИК. Окончил его в 1957 году. Но сниматься в кино начал еще во время учебы.
Начиная с 1954 года, Гусев снимался в фильмах «Следы на снегу», «Попрыгунья» и «Солдат Иван Бровкин». Слава пришла к нему после того, как он  сыграл роль Глеба в фильме «Человек родился». С тех пор он стал одним из востребованных актеров.
По воспоминаниям современников, личная жизнь Владимира Гусева, как и многих популярных киноартистов, была достаточно насыщенной. Известны его романы со многими советскими актрисами. Но главной его возлюбленной навсегда осталась его супруга Валентина, с которой он познакомился в 1952 году. Через шесть лет они стали мужем и женой. Любовь к Вале Владимир пронес через всю жизнь.
Помимо главных ролей, были у Гусева яркие и запоминающиеся персонажи второго плана. Как здесь не вспомнить роль генерала в фильме «Москва слезам не верит», сцену в химчистке: «Ежик, ты уже получил наши вещи?» - спрашивает его «киношная» жена.
В 1960 году на экраны страны выходит фильм «Нормандия - Неман», в котором Владимир Гусев сыграл роль лейтенанта Зыкова.
В девяностых годах актер снялся всего в двух фильмах: «Паспорт» и исторической эпопее «Ермак». Всего же его фильмография насчитывает 69 кинолент.
Ушел из жизни Владимир Михайлович в 2012 году, не дожив до своего восьмидесятилетия шестнадцать дней. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Фильм, который не сняли
Ивановец Николай Петрович Тычков - участник Великой Отечественной войны, один из организаторов восстания в концентрационном лагере Бухенвальд 11 апреля 1945 года. Его перу принадлежат две книги - «Жизнь остановить нельзя» и «Маленькие пленники Бухенвальда».
В 1961 году в Ивановском издательстве вышла повесть «Жизнь остановить нельзя», на следующий год Николай Петрович послал письмо и эту книгу в Министерство культуры СССР, в Главное управление производства фильмов с предложением снять по его повести художественный фильм. В письме говорилось, что фильм «может быть полезен, прежде всего, подрастающему поколению, в котором они зримо могут представить, какие беды несет война и фашизм».  
Через месяц пришел ответ за подписью старшего редактора художественных фильмов К. Ахтырского. В нем говорилось, что «тема стойкости и героизма советских людей в годы войны, безусловно, является важной и значительной и по-прежнему будет привлекать внимание нашего кинематографа».
А дальше шли слова, которые могут  вывести из равновесия всякого здравомыслящего человека. Остается только догадываться, что испытывал Николай Петрович, прошедший все круги ада, после прочтения таких строк: «Повесть ваша… - это скорее, записки, очевидца… Для того чтобы стать основой художественного кинопроизведения, повести не хватает широты авторского обобщения… Автору не всегда удается отделить главное от второстепенного (и тому, и другому уделяется одинаковое место), порой слишком большое внимание уделяется деталям, не являющимся достаточно существенными. Все это не является пороком для повести документальной, однако создать на материале, слабо организованном художественно, интересный и значительный сценарий художественного фильма - весьма и весьма затруднительно».
Но все же Николая Тычкова обнадежили, пообещав, что перешлют повесть на киностудию «Ленфильм», правда, с одной оговоркой: «Чтобы не предварять мнение студии, мы не сообщаем ей своего отношения к этому вопросу… Если… «Ленфильм» не найдет возможностей, которые позволили бы взяться за экранизацию Вашей повести, Вы можете самостоятельно обратиться на какую-либо из других киностудий».
После такой оценки Николай Петрович никуда не обращался, а его желание экранизировать повесть «Жизнь остановить нельзя» так и осталось неосуществленной мечтой.


Именитые гости «Рабочего края»
В советское время среди артистов кино широко практиковались творческие поездки по городам и весям страны. Приезжали они и в наш город. Выступали во дворцах культуры, рабочих клубах, на театральных подмостках и в кинотеатрах. Были они и частыми гостями главной газеты области.
В государственном архиве Ивановской области в фонде главного редактора «Рабочего края» В. Кулагина за 1969 год хранятся анкеты,  заполненные рукой актеров, сценаристов и писателей. В этих «опросниках» они делились своими творческими планами на будущее, мыслями о роли художника слова в 70-х годах двадцатого века и, конечно же, впечатлениями об Иванове - родине первого Совета.
Вот несколько имен, отметившихся в разное время в редакции газеты.
Самым знаменитым гостем редакции был Булат Окуджава - автор киносценариев к четырем кинофильмам и множества песен, прозвучавших в кино. Кроме этого Окуджава играл роли в восьми картинах. Только не во всех кинолентах его фамилия была в титрах. Так, в фильмах «Застава Ильича», «Женя, Женечка и «катюша» и «Звезда пленительного счастья» его фамилии в титрах нет.
Александр Рекемчук известен как писатель и журналист. Но кроме этого, он автор сценариев к фильмам, снятым на мосфильмовской студии.
Исидор Шток - советский драматург и актер. Писал сценарии к фильмам, автор телевизионных постановок, а также автор пьес «Божественная комедия», «Ленинградский проспект» и многих других.
Аркадий Николаевич Васильев - русский советский писатель, уроженец города Шуи, сценарист, отец  современной российской писательницы Дарьи Донцовой. Автор сценария к фильму «Товарищ Арсений».
Владимир Беляев, писатель и публицист. По его трилогии «Старая крепость» снят семисерийный одноименный телефильм в 1973 году. Автор множества киносценариев.
Андрей Некрасов - советский писатель, автор юмористической повести «Приключения капитана Врунгеля». В 1976-1979 годах по ней был снят одноименный мультсериал. Повесть вышла в свет в 1937 году. После Великой Отечественной войны несколько раз редактировалась автором. В окончательном варианте указывается, что итальянцы успели повесить Муссолини, Норвегия пережила оккупацию, а в Италии и Норвегии находятся американские войска: эскадра, напавшая на яхту  «Беда» «на пороге Средиземного моря», обозначена как «пираты неизвестной национальности», тогда как в более ранних редакциях упоминалось о ее принадлежности к франкистской Испании.   

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Жизнь на ладошке

Сейчас выхаживают крох, родившихся даже на 22-й

Это просто красиво

Бальные танцы – это не просто искусство движения, но и целый мир, наполненный грацией, эмоциями и культурными традициями

Будённый над Ивановом

Как ивановский дом связан с небом

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам