«Я совершенно счастливый человек»

Александр Кутрынин делает удивительные берестяные украшения, а еще редкие музыкальные инструменты, гамаки, мебель и многое другое.
Возил деньги и вдруг береста
В молодости он был бравым десантником, наверное, тогда сформировался решительный характер и прямой взгляд на жизнь. После армии Александр работал в инкассации, по его словам, «много лет возил деньги». А потом неожиданно его потянуло к бересте.
Вроде бы и раньше он видел сделанные из нее туеса, корзинки, крынки и ковши. Но однажды, вглядевшись в этот природный материал, молодой, тридцатилетний тогда мужчина, оказался заворожен: какая теплая, мягкая и одновременно прочная текстура, сколько в ней энергии и красоты. Подумалось: какие прекрасные украшения можно из нее сделать. И сделал.
Первые серьги показал жене, ей понравилось, и понеслось: браслеты, кулоны, колье – украшения ручной работы, узорчатые, искусные и очень выразительнее. Женщины оценили, покупали охотно, брали себе и в подарок. Появился спрос, и торговля пошла.
На фестиваль его больше не посылайте
По началу Александр мастерил после работы, а потом из банковской системы уволился, времена были лихие – девяностые, нужно было зарабатывать и поднимать детей. Чтобы продать свою продукцию, ездил по всевозможным выставкам и ярмаркам. В нулевые годы стали проводиться всероссийские ремесленные фестивали. В том числе и знаменитый «Русь мастеровая». Александр принимал в нем участие, много раз завоевывал первые места, а однажды получил Гран-при. «Я тогда представил яйцо в стиле Фаберже – такое же кружевное и тончайшее, только из бересты. Позже организаторы этого фестиваля сказали нашему ивановскому департаменту культуры, который меня туда направлял: вы больше его не присылайте, а то он не дает никому победить, а нам надо двигать молодежь».
Конечно, эти творческие победы не остались не замечены, Александру Кутрынину было присвоено звание «Народный мастер Ивановской области».
Но ремесло – не такое прибыльное дело, как многим может показаться. Усилий, времени, средств, и главное, любви вкладывается много, а доход, как правило, бывает небольшим. В 2010-е Александр вернулся на работу: в службу судебных приставов, затем администратором в суде, позже в торговую сеть. Но береста не отпускала. По вечерам в своей маленькой мастерской он все время что-то вырезал, точил.
Материал сам подскажет
Что же это за материал, который такдержит и так привлекает к себе человека?
«Это исконно русский промысел, он был массовым. Целые селения делали туеса, возами поставляли их на городские и сельские ярмарки, где все раскупали. Береста обладает многими ценными свойствами, все о них знают: и молоко долго не киснет в такой посуде, и хлеб, и ягоды хранятся. Это чистый во всех отношениях, пластичный материал. Посуду-то из нее делают все, и сейчас берестянщиков немало, а мне хотелось внести что-то свое, развить традицию. В украшениях ведь совсем другие смыслы. Рисунок в голове, заранее я ничего не прорисовываю. Это когда стеллаж делал или крышу перекрывал, стропила рассчитывал и чертил. А в сережках или браслетах нет – тут как материал подскажет».
Ни одна береза не пострадала
На мой вопрос, не жалко ли обдирать березку, Александр даже обиделся. «Кутрынин – не садист, дерево не обдирает. Я вообще не люблю это слово, от него как-то не по себе. Пусть ваши читатели не волнуются, природу я не гублю. Многие века существует берестовый промысел, если бы так по-варварски народ относился к дереву, давно бы извели березку. Кору снимают пластами, чтобы не навредить. Под ней есть кадмий – слой, который дерево защищает. Нюансов много. Вторичная береста дней через десять начинает нарастать, идет регенерация. Хотя очевидно, что настоящая белоствольная березка сейчас – большая редкость. Пришлось даже изобрести свою технику заготовки бересты, я описал ее в книге».
Это вам не западная ерунда
Александр секреты мастерства не скрывает и очень хотел бы поделиться ими с молодыми. Говорит, только бы нашлись желающие продолжать это дело. «Сейчас многие занимаются квилингом – крутят завитушки из бумаги и делают из них узоры. Когда я только начал заниматься берестой, этой западной ерунды вообще не было. И разве можно сравнить берестяные кружева с этим? Когда люди видят, что можно сделать, у них дух захватывает. Ну, вот если лень кому-то на мастер-класс дойти, то, может, мою книгу посмотрят. А я все пошагово описал. Порядка трехсот экземпляров разошлось сразу. Надеюсь, книга не будет стоять на полке, а вдохновит кого-то на творчество».
Окарина, гамаки и блог
И все же не только береста. Александр, как настоящий мастер, постоянно в поиске новых форм выражения. Ведет свой блог: пишет о творчестве, размышляет о жизни, публикует неплохие рассказы. Сейчас загорелся желанием делать духовые музыкальные инструменты.
«Знаете, что такое окарина? Там всего пять нот – подойдет для китайских мелодий (там именно столько используют в музыке). Инструмент небольшой, сделать его можно из любого кусочка дерева, хоть из сучка. А как звучит! Сомневаюсь, что их будут покупать, но мне самому это интересно. Я не прагматичный человек, понравилось что-то – буду делать. Будет на это спрос или нет – вопрос второй. Хотя очень хочется, чтоб мои работы людям нравились».
А недавно Александр занялся производством гамаков из деревянных плашек. Не сказать, что это предмет первой необходимости, много их не продашь, но летом пользуются спросом. «Каждую детальку обрабатываю на станке, нанизываю на прочную веревку, гамачок получается гладкий и приятный на ощупь. Мой знакомый купил своей жене обычный тканевый – лопнул в первый же день. Пришлось подарить ему свой. Все друзья смеются: с такой добротой бизнес не построишь, а я люблю все дарить. Да и не заработаешь всех денег».
Умному достаточно
Александр живет в частном доме, где устроил себе мастерскую: навес три на четыре метра, а под ним все необходимое оборудование. «Соседи, правда, ворчат – шуму от меня много, но за опилками и стружкой приходят, берут мешками для огородов. У меня жена Наташа – очень хорошая, работает медсестрой в областной больнице, мы с ней уже 35 лет душа в душу. Дети выросли, живут отдельно, занимают высокие посты. В творчестве все меня поддерживают. Наташа со мной объездила многие города и веси центральной России по ярмаркам и ремесленным фестивалям. Во всем мне помогала и всегда потворствовала всем моим начинаниям. Я мечтал о лазерном станке, так она говорит: купи уже, а то ведь не успокоишься. И хорошую электропилу, и много всякого другого инструмента, который нужен мастеру, я купил с ее подачи.
И вот эту красавицу собачку мы взяли из приюта, уже третий год она с нами. В интернете, на сайте приюта про Лору (там ее звали Ночка) было написано: неужели я такая некрасивая, и никому не понравлюсь? Так нас это тронуло, что на семейном свете решили ее взять и сделать счастливой. А получилось так, что она нас радует каждый день – это член семьи и очень хороший друг.
Мне 65, и вы знаете: мне не стыдно признаться, что я всегда с работы бежал домой, и лучше своей семьи ничего не знаю. Меня дома ждут всегда, тут мне хорошо, и я совершенно счастливый человек. Может со стороны мы такие гоголевские мещане, но нам вполне хватает друг друга. Любим сесть на кухне чайку попить, поговорить, повспоминать и задумать что-нибудь новенькое. Такое счастье, что мы с утра проснулись, и что мы есть в этом мире: и Наташа, и мое творчество. Как говорили древние мудрецы: умному достаточно. Это про все: и про деньги, и про погоду, и про отношения».
Самые читаемые статьи

91,6% ивановцев получают зарплату ниже средней по стране
Средняя ивановская зарплата за апрель, по данным статистики, 56 908 рублей. Но большинство жителей (61%) о таких цифрах могут только мечтать

Трагическая гибель на Сунже
Ивановская медицина понесла невосполнимую утрату

Живописное место
Для какого художника ивановский БИМ стал Руанским собором

Самолеты и поезда сбились с расписания
Ивановцам приходится менять планы на отдых