Переходит ли ВИЧ от родителей к ребенку?
Наша область занимает второе место в ЦФО по пораженности ВИЧ-инфекцией. Ежемесячно ивановские медики ставят на учет по 25-30 новых пациентов. Всего же зарегистрировано более 13 тысяч инфицированных. Заболевание опасное, однако жизнь с ВИЧ сегодня может быть вполне полноценной – в ней есть место семье, любви и здоровому потомству.
В преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом мы поговорили с заместителем главного врача Ивановского центра СПИД Светланой Каплиной, о том, почему сегодня этот диагноз не является непреодолимым препятствием для создания полноценной семьи.
Беременность – по плану
Светлана Каплина подчеркнула: сегодня множество счастливых семей, где один или оба родителя живут с ВИЧ. Они рожают и воспитывают абсолютно здоровых детей.
«Тенденция последних лет – это осознанное родительство, – отмечает Светлана Каплина. – Большинство женщин, состоящих у нас на учете, планируют беременность на фоне приема лекарственных препаратов. Это самый благоприятный вариант, когда беременность наступает в состоянии ремиссии, когда вирус в крови практически отсутствует».
Только в этом году зарегистрировано 42 случая беременности у ВИЧ-положительных женщин, и благодаря своевременному лечению вероятность рождения здорового ребенка практически стопроцентная.
Три этапа защиты здоровья малыша
Собеседница подчеркнула: передача ВИЧ от матери к ребенку (вертикальный путь) предотвращается благодаря четкому медицинскому протоколу, состоящему из трех этапов:
1. Прием препаратов во время беременности – женщина продолжает принимать антиретровирусную терапию, которая подавляет вирус.
2. Во время родов женщине внутривенно вводят антиретровирусный препарат.
3. Ребенок в течение первых четырех недель жизни получает противовирусный препарат по определенной схеме, а также обязательно исключается грудное вскармливание (чтобы вирус не передался через молоко).
– А что происходит потом? Ребенок, родившийся у ВИЧ-положительной матери, сразу получает статус «ВИЧ-отрицательный» или за ним ведется наблюдение?
– Мы не можем сразу сказать, что ребенок здоров, потому что антитела матери (которые и дают положительный результат в обычных тестах) могут циркулировать в крови ребенка до 18 месяцев. Поэтому мы проводим специальные исследования – ПЦР-диагностику. Анализ ребенку берется в роддоме. Впоследствии он обследуется в два месяца и в четыре месяца. Если все эти тесты отрицательные, и в 18 месяцев мы видим отсутствие антител, то мы снимаем ребенка с диспансерного учета и официально подтверждаем его ВИЧ-отрицательный статус. К счастью, в подавляющем большинстве случаев, если профилактика проведена правильно, именно так и происходит.
Поддержка смешанных пар
Врач также обратила внимание на пары, где ВИЧ-инфекция есть только у мужчины. «Когда у мужа или гражданского мужа есть ВИЧ-инфекция, беременную женщину, даже не имеющую заболевания, мы ведем особым образом, с более тщательным обследованием и консультированием», – подчеркивает Светлана Каплина.
Но есть ситуации, когда носитель вируса – только женщина. «В моей практике была девушка, у которой мы выяснили ВИЧ при постановке на учет по беременности. Тогда мы помогли девушке сохранить малыша. Девочка родилась здоровой. Через несколько лет они пришли ко мне снова: «Мы хотим еще одного». Это было лучшим подтверждением того, что мы сделали все правильно. Они не только сохранили семью, но и убедились, что ВИЧ не мешает им быть счастливыми родителями. Они родили второго здорового ребенка. Муж до сих пор ВИЧ-отрицательный. Это полная, счастливая семья, которая живет обычной жизнью».
Благодаря действующему приказу Минздрава, все половые партнеры беременных женщин в обязательном порядке обследуются на ВИЧ.
- А какой сейчас процент передачи ВИЧ от матери к ребенку?
– Благодаря тому, что мы имеем на сегодня эффективные схемы антиретровирусной терапии (АРТ), и благодаря тому, что женщины ответственно подходят к выполнению рекомендаций, процент вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку в нашем регионе и в целом по стране, составляет менее 1,5–2%.
- То есть 1-2% все же остается?
– Всегда есть человеческий фактор – например, несоблюдение режима приема препаратов. И все равно мы наблюдаем огромный прогресс по сравнению с тем, что было 15 лет назад, когда мы только начинали работать.
Раньше отговаривали, сейчас поддерживают
- За последние 15 лет произошла не просто смена протоколов, а смена всей медицинской философии в отношении ВИЧ-положительных женщин. Что стало главным двигателем этого изменения?
- В основе, безусловно, лежит научный прогресс. Пятнадцать лет назад, когда я начинала, у нас не было таких мощных и безопасных схем антиретровирусной терапии (АРТ). Риск вертикальной передачи вируса от матери к ребенку был значительно выше – он мог достигать 20–40%, если не проводить профилактику. Врачи, исходя из принципа «не навреди», действительно чувствовали ответственность за здоровье будущего ребенка и часто склоняли женщин к прерыванию, потому что не могли гарантировать рождение здорового малыша. Сейчас ситуация кардинально иная. Мы знаем, что при приеме современных препаратов вирусная нагрузка у женщины становится неопределяемой. А неопределяемая вирусная нагрузка означает, что вирус практически не передается. Вероятность рождения здорового ребенка составляет 99%.
- То есть сейчас ВИЧ, по сути, управляемое хроническое заболевание?
- Именно так. Наша задача – не отговорить женщину от родов, а поддержать и обеспечить все условия для появления на свет здорового ребенка. Раньше женщина, которая приходила на учет и узнавала о ВИЧ, часто переживала не только шок от диагноза, но и чувство вины, страх осуждения и давление. Многие чувствовали себя загнанными в угол. Сейчас, благодаря работе психологов, консультантов и, конечно, информированности врачей, мы сразу переводим разговор в конструктивное русло: «Да, у вас ВИЧ, но это не приговор. Мы знаем, как сделать так, чтобы ваш ребенок был здоров. Мы вас поддержим». Именно поэтому мы видим, что женщины не просто решаются рожать, но и возвращаются за вторым и третьим ребенком. Они видят, что их первый ребенок абсолютно здоров, и это становится лучшим доказательством того, что ВИЧ – это не препятствие для полноценной семьи.
С чего начать?
- Если говорить о тех женщинах, которые уже имеют ВИЧ-положительный статус и планируют беременность. Что для них самое важное? С чего им начинать?
- Самое важное – это планирование. Если женщина знает о своем статусе и хочет стать мамой, она должна прийти к нам в центр до наступления беременности. Во-первых, мы должны убедиться, что она получает эффективную схему лечения. Во-вторых, мы должны добиться стабильной, неопределяемой вирусной нагрузки. И в-третьих, мы должны провести консультацию с партнером. Планирование позволяет нам избежать многих рисков и выбрать самую безопасную схему лечения для мамы, чтобы беременность протекала максимально легко и спокойно.
В Ивановской области зарегистрировано около 13 тысяч человек с ВИЧ-инфекцией. Ежемесячно медики ставят на учет еще 25-30 новых пациентов. Заболевание неприятное, однако нельзя назвать его фатальным. Жизнь с ВИЧ сегодня может быть вполне полноценной. В ней есть место любви, семье и здоровому потомству. Главное – вовремя узнать свой статус и начать лечение!
Самые читаемые статьи
Косолапость у малышей можно исправить быстро и бесплатно
Уникальная методика доступна ивановским детям, но о ней мало кто знает
Дочки-матери: подруги или соперницы?
Советы психолога по воспитанию девочки
Накопительный налог
Сколько нужно заплатить с дохода по обычному банковскому депозиту
Старая школа
Пианист, ставший профессором-медиком