«Пингвины» в Иванове
Недалеко от берега речки Талки, среди зарослей травы и кустарника не первый год стоит автобус марки «ПАЗ». Колеса полуспущены, форточка кабины водителя разбита и закрыта фанерой.На вид машине никак не меньше тридцати лет, но выглядит она вполне удовлетворительно.
Про такую можно сказать - хоть сейчас в дорогу…
На улицах Иванова и области этот автобус появился в конце пятидесятых годов прошлого века.Борта из рифленого железа и остекленные скаты крыши, две двери и багажное отделение выгодно отличали его от предшественника - ГАЗ-651 («РК» рассказывал об этом автобусе).
Автобус предназначался для туристических, экскурсионных перевозок и ближних междугородних маршрутов. Машину также прочили и на городские линии, но дальше разговоров дело не пошло. Пазик нам запомнился как автобус местных линий, связывающих областной центр с районами. Автобус вместимостью 42 пассажира развивал скорость до восьмидесяти километров в час. В отдаленные районы области ездил полноприводный (т. е. все колеса связаны с двигателем) автобус ПАЗ повышенной проходимости.
Прежде чем автобус запустить в серию, провели множество испытаний. К примеру, на нем впервые в стране провели измерения уровня шума в салоне автобуса, которое было произведено совместно с лабораторией акустики Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений.
Но и после того как автобус был запущен в производство, в ходе эксплуатации в нем была замечена масса недоработок, которые со временем были исправлены. На что жаловались ивановские водители? Заводом не до конца была отработана система регулирования температуры жидкости, не было вентиляционного устройства, предотвращающего запотевание ветровых стекол. Левая часть окна кабины водителя недостаточно широко открывалась, а буферы не обеспечивали должную защиту кузова от случайных столкновений…
Так же как и его предшественник ГАЗ-651, пазиквыполнял роль служебного транспорта на предприятиях и школьного автобуса. В середине 1970-х годов такой автобус обслуживал ивановскую школу-интернат №5 для слабовидящих детей. Каждую субботу он развозил детей по домам.
У героя нашего повествования была еще одна необычная профессия. В восьмидесятых годах на дорогах нашего города часто можно было встретить автобус ПАЗ, выкрашенный в бело-синий цвет, с изображением пингвина на бортах и кормовой двери.
Предыстория появления автобуса такова. Когда за годы первых пятилеток в нашей стране выросла современная автомобильная промышленность, встал вопрос о серийном выпуске специализированных машин: лесовозов, цистерн, цементовозов, фургонов и пр.
Однако производство таких машин велось в ограниченных масштабах. Только в пятидесятых годах наше автомобилестроение взяло курс на производство строго определенного типажа машин.
В 1981 году на базе автобуса ПАЗ-672 начался выпуск изотермического фургона с пингвином на борту. Погрузка-разгрузка производилась через правую боковую и заднюю торцевую одностворчатые двери. Один из таких автобусов дожил до нашего времени и стоит недалеко от Талки. Вот только пингвины закрашены.
Кстати, после списания автобусы с легкостью приспосабливали под гаражи. Оконных проемов не было, железом зашивать нечего, а ворота в корме были уже готовы.
В восьмидесятых годах прошлого века автобусу пришлось исполнять скорбную функцию - катафалка. Была и такая модификация. Сиденья в салоне ставили вдоль бортов, а в середине устанавливали постамент для гроба. В салон последний задвигали через люк, расположенный в корме автобуса. Эти же машины в 1990-е годыиспользовали и для работы на городских маршрутах в городе Актюбинске (Казахстан). Согласитесь, немного жутковато ехать в автобусе, из салона которого еще не выветрился запах еловых веток…
Кроме этого, автобус выпускался в санитарном варианте, пожарном - использовался как штаб по тушению крупных пожаров, в виде автолавки т. д.
Ныне на Павловском заводе разработано более тридцати модификаций автобусов марки «ПАЗ».
А нам он более всего известен как автобус, принимающий на себя львиную долю пассажирских перевозок Ивановской области.