Ивановский самородок
Но не получилось. 6 января она ушла, немного не дожив до своего юбилея. Похоронили ее в родном Селезеневе Комсомольского района, а в Иванове проститься с ней пришли сотни людей.
Зоя Павловна ПУХОВА окончила Седельницкую семилетнюю школу и уехала в Иваново, где после школы ФЗО 22 года отработала на фабрике имени С. И. Балашова. В ходе реконструкции предприятия была инициатором движения за сокращение сроков освоения проектной мощности новой техники. Ей удалось достичь заданной производительности чехословацких станков за полтора года - вдвое быстрей, чем предусматривалось. Потом были и другие рекорды. В апреле 1973 года была назначена директором фабрики имени 8 Марта, которую возглавляла более десяти лет. В результате возглавляемое ею предприятие стало лучшим в стране - фабрикой-автоматом. С 1985 по 1987 год работала председателем исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов. С 1966 по 1991 год избиралась депутатом Верховного Совета СССР от Ивановской области, была народным депутатом СССР, членом Президиума Верховного Совета СССР. С 1987 по 1991 год возглавляла Комитет советских женщин, сменив на посту председателя Валентину Николаевну Терешкову. Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей. Лауреат Государственной премии СССР. Почетный гражданин города Иванова.
Наверное, лучше всех о ней сказал наш старейший коллега-рабкраевец (к сожалению, он на 95-м году тоже ушел из жизни в этом году), близко знавший ее Павел Федорович Белов, которому от имени «Рабочего края» поручили поздравить Зою Павловну с 70-летним юбилеем. Это послание опубликовано в его книге «Проспект Текстильщиков». Вот лишь некоторые фрагменты из него:
«Дорогая Зоя Павловна! В день Вашего юбилея обращаемся к Вам по-родственному: без малого два десятилетия Вы были как бы внештатным членом коллектива рабкраевцев. Газета печатала Ваши заметки, статьи, наши сотрудники всегда с большим желанием писали о Вас.
Ветераны «Рабочего края» помнят, как Вы бывали дежурным критиком на редакционных летучках, разбирали в поучение нам напечатанное, в первую очередь - публикации о текстильщиках и текстильном производстве. Ни о ком из текстильщиц газета не рассказывала столь часто, как о Вас. Если бы все напечатанное собрать, получилась бы объемистая книга.
Вы жили, опережая время. Вы из тех Золушек, которые становились принцессами не по волшебству. Вы сложили судьбу собственными руками, умом и талантами. Вы опережали саму себя в работе, в учебе, во всей жизни. Удавалось это, как сами же говорили, «без отрыва от производства и семьи».
Откуда только все у Вас бралось? Недавняя деревенская девушка, росшая в обносках на скупом и святом послевоенном хлебе, Вы умели просто, но со вкусом одеться. Не тушевались в любом обществе, знали, что и как сказать.
Высок подвиг Вашего труда, но не менее значим подвиг восхождения к знаниям. Школа рабочей молодежи, вечерний хлопчатобумажный техникум, заочная Высшая партийная школа. Где черпали Вы физические и нравственные силы, чтобы везде успевать, быть среди первых?!
…Вам, несомненно, везло. Но везет лишь настойчивым, разумным и смелым! Ваши три десятилетия жизни в текстильной промышленности области совпали с самым продуктивным периодом ее истории, с ее, можно сказать, ренессансом. Это была пора технической пересменки двух эпох. На смену дедовскому оборудованию, допотопным технологиям появились новые станки и машины, утвердились совершенные технологические процессы.
Ваша рабочая купель - Ивановская фабрика имени Балашова. В ее цехах вы созревали как ткачиха, человек, общественница. «Балашовке» отданы юность и молодость - лучшие 22 года. Дочь солдата Павла Скрипова из деревни Селезенево Комсомольского района, павшего смертью храбрых в боях за Отечество, Вы благодаря общительности, скромности своей и любознательности, быстро освоились в большой рабочей семье, набрались уверенности, опыта и решительности. На фабрике встретили столяра Валентина Пухова, он стал Вашей опорой и любовью на всю жизнь. Семья была и остается Вашей счастливой пристанью. В жизни нет безгрешных людей, но о Пуховой и Пуховых злые языки помалкивали: не к чему было всерьез придраться. От людей, с которыми Вы общались, слышались только почтительные отзывы. Лучшей аттестацией Вам служили слова: «Наша Зоя».
Когда в начале 60-х годов смонтировали бесчелночные автоматы, Вы первой вызвались освоить до срока их проектные мощности и добились своего. С тех дней «Рабочий край» и следил за Вами неотрывно.
Нам приятно сознавать, что рядом с Вами долгое время был журналист-рабкраевец Александр Ванифатьевич Отводный, - он принял многотиражку «Балашовец». Вы всегда с теплотой вспоминали Отводного:
- Он был мне как отец. По годам - ровесник погибшему на фронте папе, чуток, внимателен, деликатен. Первые мои рабкоровские заметки появились в «Балашовце», а потом и в «Рабочем крае». Их правил на моих глазах, втолковывал, как написать проще и доходчивее, Александр Ванифатьевич. Он помогал мне готовиться к выступлениям на различных собраниях и совещаниях - фабричных, районных и областных, в школах передового опыта, на встречах со школьниками. Он тянул меня к знаниям, к учебе. В техникум решилась пойти прежде всего благодаря его настойчивости. Ненавязчиво наставлял: «Зоя, помни, ты живешь в коллективе, он тебя воспитал, десятки людей помогли тебе встать на ноги, научили хорошо работать, вовлекли в общественную жизнь. Не заносись! Ты сейчас в гору идешь, ты на виду, убежден - известность твоя будет расти. Все чаще придется встречаться с нашим братом-газетчиком. Держи себя с ними смелее, решительнее». Советы Отводного Вы помнили, встречаясь с зарубежными газетчиками, падкими на дешевую сенсацию: «Говори, что на душе лежит. У тебя же гибкий ум! Будь немножко и дипломатом!»
Вы видели полсвета. Среди памятных - поездка в США. Встречались с общественными деятельницами этой страны, рассказывали о месте женщин в советском обществе.
- Пять минут говорю, - вспоминаете Вы, - десять. Слушают, а в глазах безразличие, равнодушие. Не задевают мои слова влиятельных американок, не верят они моей правде. Чем же расшевелить, убедить?.. Отправляясь за рубеж, всегда брала с собой несколько самых дорогих семейных фотографий. Взглянешь на них в гостинице, в самолете - на душе посветлеет. Да и при общении с иностранцами они бывали нужны… Достала их и в случае с американками, пустила, как говорится, по кругу. На одной - мой Валентин с сыновьями Павликом и Колей у кухонной плиты во время очередной - и такой частой! - моей отлучки. Залопотали американки, заулыбались. Женщины поняли женщину.
Дочь потомственного хлебопашца, ткачиха с дипломом техника-технолога, жена рабочего, Вы превыше всего ставили и ставите людей труда - рукотворцев земных благ. Об этом, опять же, можно рассказывать много…
Вы никогда не обижались на умные подсказки, а лишь благодарили за них. Не строили из себя всезнайку. Потому Вам легко было и со специалистами, и с рабочими. Потому Вас и директором признали быстро.
Рассказывать о Вас, Зоя Павловна, легко и приятно. У Вас очень богатая жизнь. Вы несли на своих не таких уж крепких плечах обязанности сложнейшие: были председателем Ивановского облисполкома, возглавляли Комитет советских женщин. Вы были и остаетесь гордостью области, Вы из числа наших самородков…
По поручению коллектива «Рабочего края» - Ваш старый знакомый и «болельщик» Павел БЕЛОВ, заслуженный работник культуры России».
А я Зоей Павловной впервые встретился на каком-то из областных совещаний в начале 80-х. Я тогда после ИвГУ пришел корреспондентом в «Рабочий край», а она была директором фабрики им. 8 Марта. «Марка» «Рабкрая» сразу расположила Героя на разговор с начинающим журналистом. Потом, когда она стала председателем Ивановского облисполкома, а я - главным редактором областной молодежной газеты «Ленинец» (это произошло практически одновременно), встречи стали регулярными. И разговоры более теплыми и откровенными. Проблемы и их решение тогда у всех были общими. Можно бы рассказать о многих…
…А я почему-то всегда вспоминаю один прикольный случай. Где-то в 1986-м жду в приемной тогдашнего первого секретаря обкома КПСС, нашего «временщика» Михаила Князюка (не помню, о чем должен был быть разговор). И вдруг дверь кабинета персека распахивается, и из нее с цензурными ругательствами вырывается Зоя Павловна. Не видя никого, она мощной фигурой императрицы (а точнее - красивой грудью) сметает меня, худенького редактора, с пути (слава Богу, остался на ногах) и продолжает с громкими высказываниями путь к выходу. Потом вдруг останавливается и говорит: «Прости, Аркашенька, но он меня достал!»
…Рабкраевцы часто бывали у нее в гостях. Моей коллеге по «РК» Анне Кораблевой накануне 75-летия она рассказывала: «Мой муж, Валентин, был очень добрым человеком. Работал он столяром на нашей же фабрике. Мне повезло, он был не ревнив, в том числе и к работе, и постоянно был с детьми. Свекрови моя активность, разъезды не нравились, а он ей говорил: «Мы сами разберемся». И я вела себя по отношению к нему порядочно, не позволяла себе ничего компрометирующего. Вспоминаю его очень по-доброму».
В последние годы Зоя Павловна была обычной пенсионеркой. Теплое время года проводила в родном Селезеневе Комсомольского района. На зиму уезжала в Москву, к сыну Николаю (муж Валентин и сын Павел ушли из жизни раньше). Она живо и критически интересовалась современной жизнью, всеми происходящими в ней изменениями. Далеко не все ей нравилось - и запустение деревень, и бешеный ритм существования, и снижение рождаемости: «У моей мамы было шестеро детей. У нас - уже по двое. Наши дети родили по одному. Чего же ждать от внуков?..» Из достижений прогресса выбрала для себя только мобильный телефон. И продолжала жить в деревенской избе с русской печкой…
Светлая память Вам, Зоя Павловна!
Аркадий РОМАНОВ
P.S. Губернатор Павел Коньков поддержал инициативу увековечить память Героя Социалистического Труда Зои Павловны Пуховой. Он сообщил, что прорабатывается вопрос установки мемориальной доски на здании Седельницкой основной школы в Комсомольском районе, в которой училась Зоя Пухова. Кроме того, принято решение установить мемориальную доску на доме, где Зоя Павловна жила в Иванове.
22 сентября в 15.00 в областном госархиве (г. Иваново, ул. Куконковых, 1) откроется историко-документальная выставка «Героиня труда», посвященная 80-летию со дня рождения Зои Павловны Пуховой.