Театр ее мечты
Сегодня 90 лет исполнилось бы театральному режиссеру, руководителю Ивановского молодежного театра Регине Михайловне ГРИНБЕРГ.
То, что создала своими руками эта хрупкая женщина, - уникальное явление, не имеющее аналогов в регионе. Ее театр соперничал с ведущими столичными. Ее боготворили шестидесятники, а зрители носили на руках. А за глаза называли - "неистовая Регина".
...Во время Великой Отечественной войны ее отец ушел на фронт и погиб в 1942 году, а мать с детьми переехала из Киева в Ташкент, затем - в Казань. В 1944 году Регина Гринберг, сдав экстерном экзамены, уехала из Казани в Москву и поступила в МГУ на экономический факультет, который окончила в 1949 году с отличием. Поначалу она поступала на сценарный факультет, но не была допущена до экзаменов по малолетству. Во время учебы в МГУ она увлеклась студенческой самодеятельностью, где пробовала себя в качестве актрисы, сценариста и режиссера.
После окончания университета по распределению переехала в Иваново и начала преподавать политэкономию в техникуме общественного питания, параллельно руководя драматическим коллективом техникума. Однако преподавательской деятельностью занималась недолго - она была целиком поглощена театром. 2 марта 1957 года Регина Гринберг становится руководителем любительского молодежного театра. В ее театральный коллектив входили студенты вузов, рабочие фабрик Иванова.
В 1958 году состоялась премьера первого спектакля "Походный марш" по одноименной пьесе А. Галича. А потом были "Баня" по пьесе В. Маяковского, "Современная баллада" по пьесе О. Стукалова, литературный концерт "Молодые современники" - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др., "Реквием" - по поэме Р. Рождественского, поэтические представления "Парабола", "Оза" и "Мозаика" по произведениям А. Вознесенского, "Торжественный реквием" ("Алексей Лебедев"), "Замок надежды" по произведениям Б. Окуджавы, "Николай Майоров" - Елена Ширман, "Настал черед" по произведениям М. Цветаевой, "Первые шаги" и спектакль-трилогия "Мы вращаем землю" по произведениям В. Высоцкого и многие другие.
...Ивановский молодежный театр. С конца 50-х и до финиша 90-х годов XX века это название, как и имя бессменного руководителя театра Регины Михайловны Гринберг, было на слуху едва ли не у каждого ивановца, даже далеко не театрала. Что же касается театралов, для них молодежный был не просто любимым театром, но и неким духовным, культурным центром города. Обратив на себя внимание московских критиков первым же спектаклем, Ивановский молодежный театр каждой последующей работой подтверждал класс, по праву считался одним из лучших любительских театров страны. В жанре же поэтического представления он, по общему признанию, был обладателем уникальных достижений, так сказать, абсолютного первенства.
Театр любили и одновременно ненавидели все ивановские партийные деятели, включая Владимира Клюева. Цензоры, многозначительно показывая пальцем наверх, не раз пытались заставить меня в период редакторства в "Ленинце" вычеркнуть имя Владимира Высоцкого из наименования театра...
Но тем не менее здесь, в Иванове, в театре Гринберг, бывали Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Григорий Поженян, Александр Володин, Елена Камбурова, а эскизы к ее спектаклям создавал великий Эрнст Неизвестный...
Андрей Вознесенский когда-то сказал: "Я был поражен молодежным театром, тем, что здесь отсутствует так называемая самодеятельность. Это совершенно современная труппа. Четкое режиссерское решение Регины Гринберг и Эрнста Неизвестного, профессионально и современно работают ребята. Они не только на планке нашей страны. Это подвижники, не скованные холодным расчетом профессионализма, подвижники, создавшие в Иванове уникальный театр. Милые и любимые мои ивановцы! Ивановский князь Регина! Спасибо! Успехов, риска! Восторг! Регина - чудо, актеры божественны!".
Актер, а ныне - летописец театра Андрей Афанасьев вспоминал: "Она - сама энергетика, она завораживала. И никто не в силах был удержаться. Помню, поставила она нас клином, и мы давай скакать вместе с ней: "Гренада, Гренада, Гренада моя". Сначала смеялись, но вдруг как-то это превратилось в эскадрон - мы уже считали важным и нужным скакать. Так она могла. Это особый талант". А сама Регина в самые трудные времена писала: "Нас осталось совсем немного - шесть-восемь человек. Надежды маленький оркестрик... И мы строили свой "Замок надежды" - поэтическое представление, спектакль по стихам и песням Булата Окуджавы, спектакль, который помог выстоять, выжить..."
...Название театра на протяжении его истории много раз менялось: самодеятельный молодежный, народный молодежный, народный молодежный литературно-драматический, молодежный народный театр драмы и поэзии, народный молодежный музыкально-поэтический театр-студия, потом - имени В. Высоцкого, потом - театр-клуб имени В. Высоцкого, наконец, автономная некоммерческая организация "Ивановский молодежный музыкально-поэтический театр-клуб им. В. Высоцкого". У каждого из этих названий - свои причина и оправдание. Но были два слова, которые присутствовали во всех вариантах названия: молодежный театр. Именно так привыкли называть его и режиссер, и актеры, и постоянные зрители. Именно так - Ивановский молодежный театр, или просто молодежный театр.
В 1996 году театр, располагавшийся в клубе фабрики Балашова, сгорел. Это было чудовищное зрелище. Стены и перекрытия были деревянные, все три выгоревших этажа - сплошной провал. Пропал почти весь архив. Но Регина Михайловна долго делала спектакли и композиции на радио. Последний - "Ретроспектива. Прощание с 20-м веком" - вышел в 2001 году. Нового в нем было мало - в основном восстановленные фрагменты из спектаклей, объединенные общим замыслом. В 2005-м ее не стало.
...Мне не раз приходилось встречаться и говорить с Региной Михайловной Гринберг, бывать на спектаклях в тех легендарных залах (камерном и большом) и за кулисами, на обсуждении в ее "балашовском" кабинете. Помню, в середине 1980-х журналисты "Ленинца" Константин Мозгалов и Анатолий Евгеньев затеяли дискуссию о предназначении театра. Эта тема не сходила со страниц газеты почти в течение года. Жар от сломанных копий ощущается и поныне.
...С Региной Михайловной мы до последних ее дней часто говорили по телефону (чаще, правда, доставалось Татьяне Полосиной - поскольку разговор не мог длиться менее часа). К тому же я не раз встречал ее с легендарной тележкой на колесиках по пути в магазин (мы жили тогда напротив друг друга - на Велижской). И тут часом общение редко ограничивалось. Правда, часто из-за агрессивного лая своры собак - от нее всегда пахло любимыми кошками - мы его сокращали.
...Некоторые даже считали ее немножко чудаковатой. Взять хотя бы ее отношение к кошкам. В 90-х в квартире прославленного режиссера уже почти несуществующего молодежного театра было много кошек. Ими и воспоминаниями о своем детище в последние годы она и жила. И тяжело переживала горькие годы заката своего молодежно-поэтического. "Ведь никто не поверит, что театр без единого, вот уже семь лет, без единого рубля живет. Без крыши над головой, без единого какого-то инструмента. Ну, даже нет фортепиано. Ну, такая смешная вещь, что просто пианино, и даже гитара музыкально-поэтическому театру недоступны", - говорила режиссер народного театра имени В. Высоцкого незадолго до своего ухода в мир иной.
...И только потом мы поняли: с каким великим человеком посчастливилось общаться. А памятная доска на здании бывшего обкома комсомола на улице Степанова - напротив нынешней редакции "Рабочего края" - все-таки сохранилась (хотя Фрунзе украли). Каждый день, проходя мимо, как не вспомнить Регину Михайловну...
***
4 марта в 16.00 в концертном зале "Классика" (ул. Палехская, 10) состоится творческий вечер, посвященный 90-летию со дня рождения заслуженного работника культуры России, заслуженного деятеля искусств РФ, режиссера Регины Михайловны Гринберг и 60-летию созданного ей молодежного театра. Соберутся артисты всех поколений. В программе: светлые воспоминания, стихи и песни.