Франция в космосе с СССР
2017-й отмечается как год Франции в Иванове. Она была первой капиталистической страной, с которой Советский Союз подписал межправительственное соглашение о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства.
ФРАНЦИЯ - НАШ ПЕРВЫЙ
ПАРТНЕР В КОСМОСЕ
Францию можно считать третьей космической державой в мире после СССР и США. Она уже в 1959 г. создала специальный Национальный комитет по космическим исследованиям (с 1962-го - Национальный центр космических исследований), который стал первым в Западной Европе национальным космическим агентством. К середине 1979 г. в рамках советско-французского сотрудничества было осуществлено уже свыше 30 экспериментов с использованием 9 спутников и 11 автоматических лунных и межпланетных станций.
ДЕБЮТНЫЙ ПОЛЕТ КРЕТЬЕНА
…В ту долгую ночь с 25 на 26 июня 1982 года в Советском Союзе и во Франции не спали очень многие. Ждали момента, когда советско-французский экипаж откроет переходный люк и первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен вплывет в объятия хозяев станции - Анатолия Березового и Валентина Лебедева. Потом из «Союза Т-6» в «Салют-7» перебрались Александр Иванченков и Владимир Джанибеков и на станции включили телекамеру. Поначалу она смотрела куда-то в сторону от «основной сцены», и один из французских журналистов в Центре управления полетом, досадуя, что пропускает исторический момент, закричал, словно надеясь, что его услышат там, на борту: «Космос, космос! Да где же вы?!»
И, будто откликаясь на зов, космонавты начали переставлять телекамеру так, чтобы зрители увидели все. Валерий Рюмин, руководитель полета, с Земли давал советы Валентину Лебедеву: «Немного влево... Та-ак. А теперь правей!.. Ну вот, все хорошо. Все чудесно...» Картина, что и говорить, была замечательная. Дружный смех, цветы, разговоры, появляется какой-то воздушный шар... Гостям торжественно вручают хлеб-соль. Анатолий Березовой рапортует, что международный экипаж приступил к работе...
В течение недели они выполнили обширную программу исследований, разработанную советскими и французскими специалистами: медико-биологические эксперименты, исследования в области космического материаловедения, наблюдения земной атмосферы и астрономических объектов...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Совместный полет на орбитальной станции «Салют-7» далеко не исчерпывал программы сотрудничества СССР и Франции в области космических исследований. Эксперименты, начатые во время работы советско-французского экипажа, были продолжены вторым экипажем посещения и основным. Кроме того, наши страны имели не один десяток совместных проектов на беспилотных спутниках. Во многих из них принимали участие и французские ученые.
Начало этому сотрудничеству было положено еще в 1966 году во время визита в СССР Шарля де Голля. Руководитель космического центра в Тулузе Ж.-К. Юссон к тому времени не раз бывал в СССР, знакомился с работой многих советских научных учреждений, посещал Звездный городок. Более тридцати советско-французских экспериментов было проведено на советских аппаратах типа «Луноход», «Марс», «Венера», «Прогноз», «Ореол».
Наиболее интересным из завершенных экспериментов Ж.-К. Юссон назвал тогда установку французских лазерных отражателей на советских «Луноходах». Это позволило провести лазерную локацию Луны для точного измерения расстояния между ней и Землей и изучения сложного движения нашей спутницы.
- Мы сейчас работаем над новыми международными программами, - отметил тогда заместитель директора Института космических исследований АН СССР В.М. Балебанов. - В частности, изучается проект полета к комете Галлея, в осуществлении которого будет участвовать ряд европейских стран.
- Нас интересует все, что касается космоса, - говорил в 1982 году Ж.-К. Юссон. - В том числе и самочувствие космонавтов на орбите. Ведь через 10-15 лет Франция или группа европейских стран с ее участием планируют запуск пилотируемого корабля.
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ «АВАРИЙНЫМ»
УДОСТОВЕРЕНИЕМ СОВЕТСКОГО КОСМОНАВТА
ФРАНЦУЗУ НЕ ПРИШЛОСЬ
…Каждый космонавт, отправляясь в рейс, брал тогда с собой продолговатую синюю книжечку - удостоверение космонавта. Там на шести языках от имени Федерации авиационного спорта СССР - члена Международной авиационной федерации - было написано: «Просьба ко всем государственным, общественным, военным организациям и отдельным лицам оказывать необходимую помощь и содействие предъявителю сего удостоверения». Это предосторожность на случай аварий и катастроф. Такое удостоверение за номером 61 вручили на Байконуре и Ж.-Л. Кретьену. Но воспользоваться им ему не пришлось.
Второй свой полет Кретьен совершил на «ТМ-7» к станции «Мир» с космонавтами Александром Волковым и Сергеем Крикалевым. Старт корабля состоялся 26 ноября 1988 года. На Байконуре за ним наблюдали французский президент Франсуа Миттеран и музыканты группы «Pink Floyd», чей концертный альбом «Delicate Sound of Thunder» советские космонавты взяли на борт: он стал первым рок-альбомом, прозвучавшим в космосе. За время пребывания на станции «Мир» Кретьен и Волков совершили выход в открытый космос, длившийся 5 часов 57 минут. Они установили платформу с пятью технологическими экспериментами, необходимыми для развития программ «Гермес» и ЭРА. Кретьен пробыл на борту три недели. За это время были произведены топографические и спектральные съемки поверхности Земли, исследования в области рентгеновской астрономии, биологические и медицинские эксперименты.
В 1990-1993 годах Жан-Лу Кретьен проходил подготовку к полетам на российском космическом «челноке» «Буран». После консервации нашей программы, 10 декабря 1994 года, он начал тренировки в американском Хьюстоне. С 26 сентября по 6 октября 1997 года совершил свой третий полет на шаттле Atlantis по программе STS-86 (Мир-NASA-7). В ходе него была осуществлена стыковка с орбитальным комплексом «Мир», где тогда работали российские космонавты и американский астронавт.
…Сейчас Жан-Лу Жак Мари Кретьен живет во Франции, в любимой им Бретани. Он - бригадный генерал, Герой Советского Союза, в следующем году ему исполнится 80 лет. После завершения космической карьеры он стал вице-президентом Tietronix Software Inc. В 2002 году основал Tietronix Optics. Жан-Лу Кретьен по-прежнему часто садится за штурвал своего личного самолета: налетал уже больше 12 тысяч часов.
…У меня сохранились памятные конверты со спецгашениями, напоминающие о его самом первом совместном (35 лет назад) полете с россиянами и автографы Жан-Лу.
Сколько все-таки самых разных и любопытных связей у Иванова с Францией!