Новая лекция посвящена 100-летию Палехской артели древней живописи
Очень горькое, буквально оглушающее известие...
В областном центре продолжается обустройство ледовых площадок
В Иванове пройдет XXIV Всероссийский конкурс вокалистов 
Преподавателей, студентов и ветеранов вуза с профессиональным праздником поздравил глава города Иванова Александр Шаботинский
Завоевали на всероссийских соревнования по каратэ ивановские спортсмены
Дети Иваново-Вознесенска изображали Мавзолей, похожим на Вавилонскую башню

В середине 20-х годов прошлого века на детский рисунок перестали смотреть как на забаву и порчу бумаги. Новая власть решила взять под свою идеологическую опеку этот вид детского творчества.

В Москве при музейной  секции Института внешкольной работы провели целую серию выставок детских рисунков, одна из них называлась «О том, что движется». Исходили из того, что старые методы преподавания не давали свободно развернуться творчеству ребенка. Такая же выставка (и не одна) была организована и в Иваново-Вознесенске.  

Тогда считалось, что в «старорежимное» время этот вид детского творчества якобы «искусственно загоняли в область копирования готовых образцов, рисования цветов и т.д. Только революция и советские детские учреждения предоставляют детям широкую возможность свободного рисования, начиная с того момента, когда они в состоянии держать карандаш или кисть в руках».

На службу идеологии

Иваново-Вознесенск не мог оставаться в стороне от новых веяний в системе дошкольного и школьного воспитания. Славные боевые и трудовые подвиги красных ткачей обязывали быть если не впереди, то хотя бы в числе лидеров. Шесть детских садов и 28 общеобразовательных школ (данные за 1927 год) вполне подходили для этой цели.

В то время детский рисунок меньше всего отражал быт в смысле семейного уклада и привычного каждодневного окружения, в котором ребенок находился.  Хотя самая частая тема – обедающая или ужинающая семья. Но в рисунках дети, прежде всего отмечали висящие на стенах своих комнат различные картинки и гравюры. Это - портреты Ленина, Мавзолей, отряды пионеров, Дворец труда в Иваново-Вознесенске и т. п.

В тот временной промежуток, о котором идет речь, пионеры обладали сильной притягательной силой для младших ребят. Барабаны, красные галстуки, клубы и отряды - все это находило отражение в детском творчестве.

Чем старше  становился ребенок, тем больше его воображением завладевал город. При этом строения меньше всего интересовали детей. Зато его динамика, всё движущееся и грохочущее, автомобили, автобусы, поезда, самолеты поражали своей стремительностью и занимали почетное место среди рисунков, особенно - у мальчиков.

Однако динамика города не ограничивалась механическими средствами передвижения. В такой форме она поражала скорее всего детей дошкольного возраста. Школьники же воспринимали городское движение более сложного порядка – суету и торговлю рынка, улицу в целом, вокзал, фабрику и т. д. Особенно ярко дети отражали многообразие улицы. Они впитывали ее образ в том числе с грузовиков, на которых их по праздникам катали по городу. При этом наполненные ребятами машины, манифестации, флаги на домах, знамена над шествиями бесчисленное множество раз повторялось детьми и в лепке, и в рисунках, снабженных соответствующими лозунгами, написанными неумелыми, но старательными руками: «Да здравствует мировая революция!», «Да здравствует 7 ноября!» и т. д. Детские рисунки пестрили лозунгами, расположенными иногда в самых неожиданных местах: на борту городского автобуса, на ограде церкви, при входе на Старо-Успенское кладбище… Они увлекали ребят не только своим содержанием, но, очевидно, и декоративно. Изображения серпа и молота, букв СССР, имени Ленин или даже «дядя Володя Ленин» попадались на каждом шагу.  

Мавзолей или Вавилонская башня?

Очень много рисунков дети посвящали «дедушке Ленину». Что интересно, практически на всех была изображена главная гробница страны – Мавзолей. Первые попытки нарисовать Мавзолей были у малышей  уже четырех-пяти лет. Правда, он несколько напоминал библейскую Вавилонскую башню, но все же было соблюдено самое существенное – уступчатая суживающаяся кверху форма. Дети же постарше делали довольно-таки близкий к действительности рисунок. При этом любопытна та богатая декоративно-красочная разработка, которую дети придавали Мавзолею: она не только не разбивала изображение, но, наоборот, подчеркивала строение. Один из аспектов детского творчества тех лет заключался в том, что младшие дети рисовали почти исключительно под непосредственным впечатлением от увиденного. Старшие же способны были творчески претворить материал, который они прочитали или о котором им рассказали. Для нашего города в качестве примера можно выделить иллюстрации к событиям на Приказном мосту в 1915 году.

…Говорят, что рисунок ребенка можно сравнить с дневником, куда он с непосредственной искренностью заносит свои впечатления и представления о действительности. И с этим трудно не согласиться.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

«Вдыхая жизнь»

Так называется выставка скульптора по металлу Владимира Волкова, известного не только в нашем городе, но и за его пределами.

Когда Новый год летом!

О национальных традициях, культуре, блюдах и обычаях там, где никогда не бывает снежной и привычной для нас зимы.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам