Не роскошь, а средство передвижения
В 20-х годах прошлого века по городу ездили грузовики ручной сборки.
В начале 20-го века автомобиль стал уверенно входить в жизнь людей, как до него – железная дорога или пароход. Не отставал в этом плане и наш город. Свидетельство тому, определение Иваново-Вознесенской Городской думой ежегодного денежного сбора в доход города с владельцев велосипедов и автоматических экипажей от 16 августа 1907 года. Через год открылось автомобильно-омнибусное движение, которое благополучно в скором времени заглохло, после того как единственный омнибус свалился в канаву.
В 1919 году при губсовнархозе была создана автосекция. В следующем году в Иваново-Вознесенске была создана первая автобаза, на балансе которой находилось 12 грузовых автомобилей иностранных марок.
Одна из модных отраслей промышленности
Именно так Ленин назвал свою статью об автомобиле вышедшую, в 1913 году. Для большевиков пришедших к власти в октябре 1917 года автомобильная отрасль была не модой, а насущной необходимостью. Получив в наследство изношенный автомобильный парк, недостроенные автомобильные предприятия и ремонтные заводы, Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) объединил их в один трест, который должен был централизованно управлять их работой. Работа же сводилась к одному – ремонту. Машины привозили со свалок, так называемых автомобильных кладбищ, порой из нескольких машин комплектовали одну. Именно из таких машин была укомплектована первая автобаза в нашем городе 90 лет назад.
Седьмого ноября 1924 года рабочие и инженеры АМО (Автомобильное Московское Общество) участвовали в праздничной демонстрации на десяти автомобилях, сделанных их руками и окрашенных в ярко-красный свет. Это событие – официальное начало советского автостроения. Через год после этого, Ярославский завод приступил к выпуску автомобилей. Первые два грузовика Я-3 успешно прошли испытания по маршруту Ярославль – Ростов – Ярославль, после которых завод начал их серийное производство. Именно эти автомобили и составляли костяк автомобильного парка Иваново-Вознесенска второй половины двадцатых годов прошлого века. Правда, бегали еще по городу грузовики «Уайт-АМО», да и первые автобусы вышедшие на улицы города в 1926 году были иностранных марок. В этот год Иваново-Вознесенский горисполком закупил автобусы у Московского отдела коммунального хозяйства, который, в свою очередь приобрел их у фирмы «Рено». Несколько машин ходили по кольцу, на котором было четыре остановки: горсовет – Туляковский мост – вокзал – Соковский мост – горсовет. В честь этого события «Рабочий край» опубликовал стихотворение следующего содержания:
«Гудит заботливо гудок:
- Прохожие, глядите в оба-с,
Не то как раз собьёт вас с ног
Неудержимый наш автобус!..
Разбрызгивая воду луж,
Катит вагон, в вагоне людно.
В вагоне чуть не сотня душ
Друг друга давят обоюдно.
Но, там не менее, у всех
Улыбки светятся на лицах:
- И мы-де ездим как в столицах!
- Какой прогресс! Какой успех!»
Позднее с поступлением автобусов итальянской фирмы «Лянчиа», когда парк машин увеличился до 50, были организованы еще семь маршрутов – в Воробьёво, Соснево, на Первый рабочий посёлок…
Что бы иметь представление об автомобилях того времени, достаточно проследить создание грузовика АМО-Ф15. Почти все детали автомобиля изготовляли вручную. Балки передних и задних мостов, брусья рам ковали ручными молотами. Коленчатый вал двигателя рождался не в кузнице и не в литейной. Толстую металлическую плиту клали на стол станка и строгали «щеки». Разметчик чертил на плите контуры вала. Потом эти контуры высверливали. Вообразите такое занятие: человек делает вырезку из газеты, не ножницами, а булавкой, прокалывая ряд отверстий. Но стальная плита не газета, Лишние куски металла отделить не легко. Была такая операция: кто поздоровее, брал в руки кувалду и выбивал ею надсверленные куски металла. Затем заготовку с заостренными следами сверловки обтачивали. Стальные листы облицовки кабины, капот и крылья выколачивали примерно так, как кустари-жестянщики делают ведра. На сборке автомобиля его раму клали на козлы и поочередно закрепляли на ней отдельные детали и механизмы. От одной операции к другой, из цеха в цех рама передвигалась на плечах рабочих и конных подводах.
Не свистеть!
В связи с ростом количества автомобилей перед городскими властями встал вопрос об упорядочении дорожного движения. За основу были взяты «Правила автодвижения по городу Москве и её окрестностям», утвержденные СНК от 10 июня 1920 года. Содержание правил легло в основу уличного движения во многих городах Советской России. Некоторые пункты из этих правил сегодня вызывают невольную улыбку. Судите сами:
- Ночью при отсутствии световых фонарей машины не должны развивать скорость свыше 10 верст в час…
- Все машины должны иметь какой-либо звуковой сигнал. Езда с милицейским свистком (с горошиной в свистке), как вызывающая панику на улицах, воспрещена…
- Пользование автомобилями для поездок в театры, концерты и т.п. безусловно запрещено…
- Во избежании задержки автоинспектор с согласия пассажира обязан проверить документы в пути, сопровождая машину.
- Все лица, кои не подчиняются законным требованиям транспортной инспекции, подлежат немедленному аресту и представлению в чрезвычайную комиссию.