Под знаком «CLEVERа»
В сентябре «CLEVER», ивановской студии творческого развития «Оперение», отметила год. Это одиннадцатая студия, основанная Константином Хабенским.
Сегодня в студии более двухсот детей. Год назад все они прошли серьезный отбор, но в конечном итоге остались далеко не все, примерно треть ребят отсеялась. Некоторые ожидали, что обучение в студии будет чем-то легким и развлекательным. Но оказалось, что студийцам предстоит основательная работа. Чтобы достигать результатов, нужно прилагать максимум усилий – так же, как в музыкальной школе или спортивной секции. Педагоги ивановского «Оперения» - актеры ивановских театров.
Творчество – это не игра
Занятия проводятся на основе театральных дисциплин, иногда то или иное упражнение кажется простым, но когда начинаешь его выполнять, понимаешь: все гораздо сложнее. Например, упражнение «Счетная машинка». Ребятам раздаются буквы и задание: «отбить» слово или фразу, то есть в свой черед хлопнуть в ладоши. Требуется максимальная концентрация внимания и мобилизация творческих ресурсов. «Работа в студии строится на том, что дети - не ученики, а соучастники творческого процесса, - говорит куратор ивановской студии Ирина Соловьева. - Здесь неприемлем школьный подход: тебе дали домашнее задание, ты его выполнил для галочки и свободен. Либо ты этим действительно живешь, постоянно что-то придумываешь, приходишь на урок и стараешься осуществить, либо тебе становятся не интересны занятия».
Интерьер студии очень лаконичен: пустые залы, зеркальные стены, ничего лишнего. Из мебели – маты, кубы, стулья, немного реквизита. Даже форма у детей черная. И это еще раз подчеркивает серьезность подготовки: пространство не должно отвлекать актера, оно должно помогать собраться.
У младших ребят, так называемых «подготовишек», занятия проходят в игровой форме, потому что освоить актерские дисциплины в 7-9 лет непросто.
Никита Мазин пришел в студию год назад. Амбициозный, одаренный, уверенный в себе. Пишет стихи и прозу, занимался вокалом и музыкой, в школе ставил спектакли. Убежден, что студия дала ему толчок в развитии. «Здесь я общаюсь с людьми, которые варятся в той же каше, что и я, - рассказывает Никита. - Студия - основа, на которой мы все растем, здесь собраны люди, которые дышат одним воздухом». А педагоги студии отмечают: ребята за год очень изменились, в них стало меньше эгоцентризма. А вот достоинства и умения сотрудничать стало гораздо больше.
Этой осенью из названия студий «Оперение» исчезло имя Константина Хабенского. Однако это не означает, что актер больше не участвует в жизни созданного им всероссийского студийного Движения. Константин Юрьевич, как артист с большой буквы, как человек, который видит немного дальше, чем большинство, остается движущей силой крупного созидательного процесса, - говорит Ирина Соловьева. - Он непосредственно курирует нас в плане текущих событий, задает темы для фестивалей, сотрудничество с Благотворительным Фондом Константина Хабенского продолжается, осенью и в Иванове пройдут благотворительные спектакли. Идея творчества ради жизни никуда не делась.
Студийное движение сейчас выходит на новый этап развития, обретает новую юридическую и творческую форму. Усилилась интеграция студий – старшие студии - наставники приезжают и делятся опытом с молодыми городами, такими как мы, дух движения стал особенно ощутим. Это постоянное плотное перемещение: Уфа приехала в Иваново, в ноябре к нам едет Казань, в декабре мы едем в Питер. Наша цель - развивать то, что было создано за семь лет».
Сегодня студия существует благодаря меценатам и попечителям. С 2017 года поддержку проекту оказывает Правительство ивановской области в лице департамента образования. При его содействии в Иваново уже не в первый раз приезжает московский playback театр Cor de Vita.
Человек состоит из историй
Playback театр - это театр импровизации зрительских историй. На перформансах зрители рассказывают о какой-либо ситуации, а актеры тут же показывают небольшой спектакль. Реакция рассказчика поистине бесценна: человек часто видит гораздо больше того, что собирался поведать. И остается только удивляться, что это – чудеса психологии или просто чудеса?
Татьяна Панфилова, руководитель театра Cor de Vita, говорит: «Когда мы слышим зрительный зал, который рассказывает свои истории: как человек живет, что у него получается, какие у него проблемы, что он решить не может - мы не ставим диагноз, не даем советов, не говорим: «Это хорошо, а вот это не хорошо». Давать свою трактовку в playback театре запрещено. Люди все разные, и в этом наша ценность. Это чистая импровизация. В основе – чувствование друг друга, когда создается единое поле творческого состояния. Все, что идет мне навстречу, я принимаю с доброжелательностью, и пытаюсь вжиться в это состояние и выдать свое ощущение».
«Мы приглашаем playback, чтобы ребята научились импровизировать, - говорит Ирина Соловьева. - Ведь это - спонтанная реакция на рассказанную историю. Артисты в труппе должны очень хорошо друг друга чувствовать, поддерживать, подхватывать».
…У «CLEVERа» пока мало опыта сценических выступлений, их задача - представить полноценную актерскую работу. Здесь им есть на кого равняться: в сентябре в Иваново приезжала уфимская студия, и мнение зрителей было единодушным: «Дети так играть не могут». Это были эмоциональные, захватывающие с первых минут спектакли с очень органичной игрой юных актеров. Тем не менее, уже в конце года ивановское «Оперение» готовится дать как минимум пять спектаклей на городских площадках.