Исторический выстрел
За большие успехи, достигнутые трудящимися города, и отмечая революционные заслуги иваново-вознесенских рабочих, в 1970 году Иваново наградили орденом Октябрьской революции.
В центре ордена находится рельефное изображение крейсера «Аврора», выстрел которого оповестил мир о начале новой эры. Первым комиссаром корабля был наш земляк, уроженец Палехского района Александр Викторович Белышев. Именно он и отдал приказ о холостом залпе. Было это сто лет назад…
«Аврору» хранила судьба
Бронепалубный крейсер первого ранга был заложен в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. Назвали корабль в честь парусного фрегата «Аврора», героически сражавшегося с превосходящими силами английской эскадры при обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году. «Аврора» была «младшей сестрой» однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада».
Первое боевое крещение крейсер принял в Цусимском сражении в ходе Русско-японской войны. Во время боя «Аврора» получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибров, причинивших крейсеру немалые повреждения. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 - ранеными. Погиб командир крейсера капитан первого ранга Евгений Егорьев. Изрядно потрепанный крейсер не смог вместе с другими кораблями прорваться во Владивосток и ушел на юг - в филиппинский порт Манила. Здесь он находился до конца Русско-японской войны…
В годы Первой мировой войны он охранял от неприятельских кораблей подступы к Финскому заливу. В 1916 году крейсер в связи с изношенностью главных механизмов был поставлен на ремонт в петроградский «Франко-русский завод». Матросы «Авроры», особенно машинисты, кочегары, электрики, тесно сошлись с рабочими.
Будущий комиссар
Александр Викторович Белышев, вошедший в историю Великой Октябрьской социалистической революции как первый комиссар крейсера «Аврора», родился 6 августа 1893 года в бедной крестьянской семье в деревне Клетново Шуйского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области).
После окончания церковно-приходской школы Саша был определен для обучения во Владимирское ремесленное училище, которое успешно окончил и получил специальность машинно-сборочного подмастерья. Летом 1913 года его призвали на флот, на который он стремился. В Центральном государственном архиве ВМФ Санкт-Петербурга хранится прошение Александра Белышева о зачислении при призыве на флот. В этом прошении Шуйскому по воинским делам присутствию 24 июля 1913 года он просил «зачислить в призывные списки за 1913 год в избранный мною род войск во флот».
Отец отпустил сына с Богом, а в соглашении написал следующее: «Добровольно отпускаю своего сына Александра на военную службу во флот». Желание новобранца и его родителей было удовлетворено. Как знакомого с механизмами и слесарным делом, его направили в машинную школу в Кронштадт. Специальность флотского машиниста давалась Белышеву легко. Он не только сам успешно усваивал программу, но и помогал своим товарищам. После экзаменов его в качестве машиниста направили для прохождения службы на крейсер «Аврора».
Он слышал Ильича
Поистине неувядаемую славу крейсер «Аврора» обрел в революционной борьбе. В феврале 1917 года авроровцы первыми на Балтийском флоте подняли на мачте красный флаг. А 1 марта 1917 года в соответствии с приказом № 1 Петроградского Совета первым на Балтике на крейсере «Аврора» был избран судовой комитет.
Нашему земляку вместе с другими матросами довелось встречать Ленина 3 апреля 1917 года в Петрограде у Финляндского вокзала. Вся команда, кроме вахты, была на встрече вождя революции. Матросы «Авроры» стояли недалеко от фасада вокзала и очень хорошо слышали короткую, но яркую речь Ильича, произнесенную им с броневика, и особенно последние слова: «Да здравствует социалистическая революция!». Немного спустя Белышев вступил в партию большевиков.
В начале сентября команда провела перевыборы судового комитета. В его состав были выбраны в основном большевики. Председателем стал Александр Белышев, машинист первой статьи.
…Наступил октябрь 1917 года. На кораблях и в частях Балтийского флота создавались и росли большевистские партийные организации. В один из октябрьских дней на «Аврору» пришел посыльный из Смольного с прошением к председателю судового комитета Белышеву и его члену Лукичеву явиться к Якову Свердлову. На третьем этаже моряки сдали винтовки и вошли в кабинет к Свердлову. «Товарищи моряки, - обратился к ним Свердлов, - Военно-революционный комитет и его партийный центр уполномочили меня назначить комиссара «Авроры». Я думаю, что кандидатура товарища Белышева будет подходящей».
Исторический залп
Выполняя приказ Военно-революционного комитета, крейсер «Аврора» в ночь с 24 на 25 октября снялся со швартовых и в три часа тридцать минут утра встал на Неве, ниже Николаевского моста (ныне мост лейтенанта Шмидта). Этому маневру сопутствовал конфликт Белышева с капитаном «Авроры» Эриксоном. Белышев пришел в его каюту и предложил вести крейсер к мосту. Эриксон отказался, ссылаясь на неглубокий фарватер и опасение сесть на мель. Уговоры Белышева не помогли. Александр развернулся и пошел в кают-компанию к офицерам, но и те отказались вести корабль. Тогда комиссар вызвал надежных матросов и поставил их у дверей кают-компании, а офицерам запретил выходить на палубу. Матросы спустили шлюпку и в течение двух часов сами измерили фарватер, после чего пришли к заключению - «Аврора» сможет дойти до Николаевского моста. Белышев с секретарем партийной ячейки поднялись на командный мостик. Загрохотали якорные цепи…
Вдруг к Белышеву подбежал матрос и передал просьбу командира «Авроры» срочно увидеть комиссара. Через некоторое время на мостик поднялся Эриксон.
Последние напряженные минуты перед историческим залпом хорошо описаны в книге «Балтийские зори».
«Наконец с Петропавловки взвилась сигнальная ракета. Это было в 21 час 40 минут. «Носовое орудие, огонь!» - командует комиссар «Авроры». Огромная вспышка. Эхо выстрела «Авроры» разнеслось над Невой и докатилось до Дворцовой площади, сливаясь с ружейными залпами, пулеметным рокотом и протяжным «Ура!». Как известно, этот выстрел был произведен холостым зарядом как условный сигнал к началу штурма последнего оплота отжившего свой век капитализма».
После демобилизации Александр Викторович Белышев жил в Петрограде. Потом вернулся на родину и трудился слесарем-механиком в Родниках. В 1935 году окончил Ленинградскую промакадемию и стал главным механиком завода «Ленэнерго». Скончался 29 августа 1974 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище.