Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
С 17 апреля начинается массовое комплектование дошкольных образовательных учреждений города Иванова
Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Больничный можно оформить в электронной форме

С середины 2017 года ряд медучреждений региона уже стали выдавать больничные не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. В следующем году на новый формат перейдут все медучреждения региона. Ожидается, что такой порядок выдачи электронных больничных не только уменьшит бумажную волокиту и сократит время их оформления, но и позволит исключить оплату поддельных листков нетрудоспособности.

 Электронный больничный официально разрешен на всей территории Российской Федерации, и, конечно, Ивановская область не исключение с 1 июля 2017 года.

На минувшей пресс-конференции управляющий Ивановским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Игорь Светушков сообщил, что на данный момент электронный больничный можно оформить в 20 лечебных учреждениях. Среди них есть лидеры по количеству оформленных электронных больничных. Это Кохомская городская больница, медицинский центр «Решма», кардиологическая поликлиника. Две сотни крупных работодателей также работают с электронным документом.

- Эти полгода были для нас непростыми: мы налаживали взаимодействие между участниками процесса (работник - медицинское учреждение - работодатель), тестировали сервисы, находили проблемы и пути их решения. На данный момент система по формированию электронного листка нетрудоспособности показала свою эффективность в регионе и мы готовы к масштабному подключению всех медицинских учреждений региона и страхователей, чем мы и будем заниматься весь следующий год, - отметил он.

Юридический статус не изменится

Листок нетрудоспособности - это главный финансовый документ, который подтверждает уважительное отсутствие работника на рабочем месте, на основании которого производится расчет и выплата пособий по временной нетрудоспособности. Электронная форма больничного листка приравнена к бумажной и законодательно унаследовала юридической статус финансового документа. Поменялся метод оформления с ручного на автоматизированный.

Как и раньше, заболевший работник обращается в поликлинику или больницу за медицинской помощью.  С письменного согласия пациента врач оформляет ему листок нетрудоспособности в электронном виде с помощью специального программного средства. Поля интерактивного документа абсолютно идентичны полям утвержденной бумажной формы. После окончания лечения больничный закрывается и размещается в информационной системе ФСС в форме электронного документа. Больничный подписывается усиленной квалифицированной подписью врача и медицинской организации.

Далее работнику сообщается номер электронного документа, по которому работодатель найдет его в информационной системе ФСС и продолжит его оформление. После заполнения работодателем своей части документа в бухгалтерской программе или в специальном сервисе ФСС (сведения о страхователе, о работнике, среднем заработке, стаже работы, начисленном пособии и т. д.), листок заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя. Далее сведения передаются в Фонд социального страхования. При существующей зачетной системе работник, как и прежде, получает пособие по временной нетрудоспособности или в связи с материнством по месту работы.

Что дает работнику электронный больничный?

Во-первых, у врача сокращается время на оформление документации, следовательно, он может больше внимания уделить пациенту, во-вторых, работнику не надо заботиться о сохранности документа (потерять или испортить), в-третьих, в случае ошибки не надо повторно обращаться в поликлинику для оформления дубликата. И самое главное – работник уже на стадии расчета может сам контролировать размер пособия. Все спорные вопросы с работодателем можно решить еще на стадии начисления больничного. Для этого работнику предоставляется доступ к информационному сервису и личный кабинет, в котором будет находиться вся информация в режиме online о его листках нетрудоспособности. Чтобы воспользоваться данным сервисом, не надо проходить дополнительную процедуру регистрации, вход будет осуществлен с логином и паролем от портала «Госуслуг».

В настоящее время более сотни ивановских работников предприятий оформили больничный в электронном виде. Региональным отделением был проведен опрос среди обладателей электронных документов. Отрицательных оценок не получено. Все работники оценили удобство и быстроту выплаты пособий. Людей смущало лишь отсутствие на руках бумажного бланка, вместо которого они получили талончик с номером больничного. 

Работодателю, которому работник принес электронный больничный, больше не нужно заботиться о сохранности бланков строгой отчетности.  Сокращается время на оформление полей документа и расчета пособий, т.к. часть информации заполняется автоматически. Кроме того, всегда есть возможность проверить и исправить неточности или ошибки. Несмотря на очевидные преимущества работы с электронным больничный, работодатели считают, что переход на новую форму работы повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку.

Как быть работодателю?

- Мы спешим успокоить наших бухгалтеров и работников бухгалтерских служб и руководителей предприятий - все сервисы абсолютно бесплатны, - подчеркнул Игорь Светушков.

Есть несколько вариантов оформления электронного документа. Например, крупные и средние работодатели работают в специализированных бухгалтерских программах, производители которых с 1 июля 2017 года уже доработали свои продукты с учетом последних изменений в законодательстве, то есть предусмотрен функционал по заполнению полей больничного в электронном виде. Для тех, кто не имеет программного обеспечения, Фонд социального страхования разработал бесплатные сервисы. Оформить листок нетрудоспособности можно с помощью специализированной программы от ФСС «АРМ Подготовки расчетов для ФСС», которую можно скачать на сайте фонда, а также в личном кабинете страхователя на сайте (http://cabinets.fss.ru). Для получения доступа в личный кабинет страхователя необходимо зарегистрировать организацию на портале госуслуг.

Для работы с ЭЛН лечебные организации могут использовать собственные медицинские информационные системы (МИС) или программу фонда АРМ «ЛПУ». Для подписания документа электронные подписи потребуются врачу, выписывающему больничный, председателю врачебной комиссии, юридическому лицу - медицинской организации. Департамент здравоохранения Ивановской области уже начал плановую закупку ЭЦП, по мере обеспечения ими медицинские организации будут подключаться в информационной системе формирования электронных листков. В дальнейшем для ЛПУ отпадет необходимость хранения бланков больничных, а также сократится время на оформление медицинской документации, что должно положительно сказаться на работе медицинского учреждения и качестве медицинского обслуживания.

Фонд социального страхования РФ с внедрением проекта тоже ожидает положительный эффект. Замена бумажного больничного на электронный позволит сэкономить значительные средства на изготовление и доставку бланков в регионы, процент испорченных листков постепенно будет стремиться к нулевой отметке. Например, только в Ивановской области ежегодно оформляется около 400 тыс. больничных, 4% из них испорчены. Причем в нашем регионе этот процент самый низкий, не трудно представить, сколько это будет в общем по Российской Федерации. Постепенно будет сокращаться количество фактов фальсификации больничных и возможность купить поддельный бланк сойдет на нет.

Все сведения о листках нетрудоспособности хранятся в Центральном аппарате ФСС в надежной защищенной информационной системе – Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда социального страхования Российской Федерации (ЕИИС «Соцстрах»). Фонд является оператором информационной системы РФ, а Ивановское региональное отделение – делегированный представитель в регионе. Все сведения между участниками информационного взаимодействия передаются в зашифрованном виде по защищенным закрытым каналам. В заключение хочу сказать, что проект «Электронный листок нетрудоспособности» уже доказал свою эффективность в пилотных регионах.

Тотальный переход на электронный документооборот в Ивановской области будет осуществлен в 2018 году. Это облегчит жизнь и работу всем участникам этого взаимодействия (работникам, медучреждениям, ФСС) и сделает процесс начисления пособий понятным и прозрачным. В то же время в Фонде соцстраха подчеркнули: бумажный вариант больничного также будет доступен для пациента.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам