Танцы на воле: «Тридцать лет на одной волне»


Легендарную ивановскую группу «Танцы на воле» автору этих строк посчастливилось услышать в самом начале 90-х – на кассете с обложкой, отснятой на ксероксе. Уже позднее полки музыкальных магазинов пестрили компакт-дисками «Телевизионный снег», «Пластик», «Экстаз», «F5», а по центральным телеканалам ротировались видеоклипы группы. Так что нет ничего удивительного в том, что известный музыкальный критик и историк поп-культуры Андрей Бухарин включает «Танцы на воле» в топ российской электронной музыки. В этом году группа отмечает 30-летие выхода своего дебютного альбома. И сегодня музыканты Олег Иванов-Азов, Александр Лукичев и Сергей Огнев у нас в гостях…
– Как возникли «Танцы на воле»? Какой момент можно считать днем рождения группы?
Олег: – В начале 80-х мы с Сергеем Огневым увлеклись музыкой. А конкретнее – стилем «новой волны». Особенно ее электронным подвидом «блитцом». Информация об этой музыке просачивалась тонкой струйкой через программы Севы Новгородцева, хит-парады радио «Суперджой» и «Радио Монте-Карло» сквозь шумы глушилок. Была зияющая пустота на советском телевидении и радио. Кое-что доходило через десятые руки до Иванова в виде перезаписей. Мы стали искать пути информации, нашли поставщиков грампластинок в Москве. Покупали оптом пару-тройку десятков дисков всего и вся, потом отбирали то, что нам было нужно, остальное продавали на черном рынке в Авдотьине или, если нам везло, менялись. Так и самообразовывались. Но это никак не утоляло наш голод в самом главном: нам хотелось той же самой музыки, но на своем родном языке. Мы жадно ловили всё отечественное, что какими-то неформальными путями появлялось в Иванове – это были раннее «Кино», «Аквариум», «Алиса»... Да, был панк, но не было «электронного панка». И мы решили попробовать сами сделать то, что хотели бы слышать. Песни уже во мне клокотали где-то в глубине души, и нужно было их как-то реализовывать. Стал делать наброски. Мы с Сергеем начали думать, каким образом их воплотить. И, как это обычно бывает, когда потенциал идеи становится сильным, вдруг всё вокруг начинает складываться. К нам присоединился играть на басу наш общий к тому времени друг Валерий Валиев, затем клавишник Сергей Никифоров и мы собрались ночью на репетицию в 1988 году, в ДК железнодорожников. Нам очень понравилось. Дело пошло. Этот момент и можно считать рождением группы.
– Кто придумал такое запоминающееся название?
Олег: – Название появилось очень легко. Раз было «Кино», должны быть и «Танцы». Ну а поскольку в то время в воздухе витал запах приближающихся перемен, дух свободы, которую очень ждали, то и словосочетание «на воле» добавилось само собой. Органично. С тюремной романтикой это никак не связано…
– Ваши концерты в те годы были настоящим событием для молодежи города.
Сергей: – Активная концертная деятельность началась, когда мы вошли в состав Ивановского рок-клуба, которым руководил известнейший в нашем городе теле- и радиоведущий Александр Краснов – и понеслось. Рок-клуб предоставлял нам площадки, причем не только в Иванове, но и по области. А во время ивановских гастролей моднейшей тогда группы «Сталкер» именно мы были разогревающим коллективом. Это стало серьезным прорывом, а те концерты – огромным опытом. Все-таки «Сталкер» были «звездами» первой величины. А к концертам мы всегда очень серьезно готовились. Чтобы создавать запоминающийся образ, мы заказывали швейникам форму, покупали ботинки «прощай молодость» и вставляли в них разноцветные шнурки – зеленые, красные: мы были настоящие стиляги. Потом, я знаю, поклонники красили шнурки в зеленке или в марганцовке, чтобы быть похожими на нас... Естественно, мы прорабатывали свои сценические движения, продумывали каждую деталь, чтобы создать качественное шоу.
– Где же репетировали ивановские «стиляги»?
Олег: – Репетиционная база поначалу была «на дому», в общежитии медицинского института на Садовой, где проживали на тот момент студенты Сергей Огнев, Валерий Валиев и Сергей Никифоров. Они каким-то невероятным образом выцыганили у коменданта общежития для меня комнату, в которой изначально был склад. Мы сделали ремонт и перетащили туда аппаратуру, то бишь пару синтезаторов и драм-машинку. Жизнь в общаге бурлила, ко мне приходили разные люди, все мы были друг у друга под рукой, зависали далеко за полночь и делали песни быстро и весело. К нам присоединился Михаил Абросимов (у него хорошее музыкальное образование), чуть позже на место Сергея Никифорова пришел Александр Лукичев.
– В этом году группе исполняется 30 лет – солидный возраст. Что изменилось в вашем понимании музыки и мира вокруг за эти годы?
Александр: – Стало меньше кумиров и больше уверенности в себе, в том, что ты всё правильно делаешь без оглядок на остальных, как это было в юности. Я говорю не про самоуверенность. Во время работы лично я по-прежнему очень сомневающийся человек. Но уж если что-то сделал, то уверен. Понимание мира вокруг? Я счастлив, что я на данном этапе на своем месте, занимаюсь любимым делом, тем, чем, вероятней всего, и должен был заниматься.
– В Интернете ходят слухи о вашем сотрудничестве с Глебом Самойловым – якобы он даже «тайно» приезжает к вам в Иваново? Расскажете об этом? И в чем заключается сотрудничество, если оно есть?..
– Нет, никакого сотрудничества нет. Просто я микшировал для него песню с его нового альбома. Дело в том, что у него в «TheMatrixx» – музыканты, с которыми я в свое время плотно сотрудничал. Они-то меня и рекомендовали. Самойлов приезжал в Иваново ко мне домой, разбирали песни, сидели допоздна. Он показывал, как видит новый материал. Вечером, когда всё закрыто, ездили за виски на Красную Армию в «Патрик-паб». Сейчас думаю: эх, надо было рядом, к Саше Жигалину в «Панораму»… Какой был бы прием!
Глебу необходим постоянный контроль за работой над своим материалом. Работа на расстоянии для него тоже не подошла. Однако я рад, что познакомился с этим легендарным, действительно талантливым и неординарным человеком и уж тем более, что он посетил мой дом. Некоторые гости спрашивают: «Откуда у тебя окурки на балконе? Ты же не куришь». Отвечаю: «Это Глеб Самойлов курил». – «А-а-а, ну тогда оставь!» – смеются они в ответ.
– Вообще, по вашим ощущениям, когда было интереснее и легче жить и творить – в 80-х, 90-х, нулевых или сейчас?
Олег: – Интересно творить, пока молодой. Когда всё получается с лету. Так, по-своему интересно было и в 80-х, и в 90-х и даже в 2000-х. Правда, сказать, что было легко, не могу. Все-таки это труд, и без мук творчества тут не обойтись. А вот интересно было всегда. Делать песни – вообще процесс крайне увлекательный. Поэтому стараемся не стареть душой. Мы живем в очень насыщенное событиями время. И на разных этапах хочется взглянуть на мир по-новому. Атмосфера взаимоотношений вокруг нас неумолимо меняется, что не может не сказываться на песнях.
– Над чем «Танцы на воле» работают сегодня? Чем живете? Ждать ли поклонникам новый альбом?
Олег: – В 2016-м мы выпустили мини-альбом «С’ад». Думаем дополнить его еще двумя треками, чтобы добить по времени до полноформатного. Кроме того, на данный момент работаем над новым материалом. Одну из песен, «Абсолютная власть», можно найти в Сети. Кстати, всех заинтересовавшихся нашим творчеством приглашаем в наше сообщество в соцсети «ВКонтакте» – https://vk.com/tnvmusic.
– Бываете ли вы в Иванове? Как вам наш город сегодня? Нет желания приехать на гастроли?
Олег: – Александр Лукичев и Сергей Огнев живут в Иванове, а я давно не был. Очень хочу посетить. Тем более что в этом году исполняется 30 лет проекту «Танцы на воле» и хочется освежить в памяти все места, связанные с его рождением.
Самые читаемые статьи

Экономика замедляется
В чем ивановская статистика расходится с федеральной

Луч надежды для маленьких героев
Детское отделение гематологии получило жизненно необходимое оборудование

Не использовать нельзя
Могут ли изъять земельный участок, заросший бурьяном

«Все грибы можно есть, некоторые только один раз»
Что объединяет интернет и лесную корзинку