Искусство, принадлежащее народу
Стараниями местных властей в последние годы город изрядно забронзовел. В скверах разместились памятники Якову Гарелину и Дмитрию Бурылину, советский и французский летчики эскадрильи «Нормандия-Неман» стоят на Лежневской, в том же Арт-сквере присел за бутылочкой вина певец Аркадий Северный, а на Шереметевском наискосок от гранитного революционера Фёдора Афанасьева по кличке «Отец», водрузили голову поэта Сергея Есенина.
В общем, сделали дорого и богато. По тоннажу памятников отрыв от городов-лидеров явно сократился, а вот по степени художественной значимости и известности своих скульптур Иваново продвинулось весьма незаметно. Примечательно, что два ивановских дизайнера – Владимир Демьяненко и Владимир Кауров – стали соавторами памятника «Хоккейное братство», установленного в Ярославле в память о погибшей в авиакатастрофе команде «Локомотив». Эффектная стальная композиция из 37 стилизованных клюшек в виде крыла смотрится куда интереснее бронзового ивановского реализма, на общем фоне которого нездешний облик кумира блатной публики советских семидесятых – Аркаши Северного – выглядит чуть ли не шедеврально.
Подснежники и ЖЭК-арт
Пожалуй, из известных мне поэтов наиболее пронзительно описал обыденность существования «В кварталах дальних и печальных, что утром серы и пусты, где выглядят смешно и жалко сирень и прочие цветы…» поэт Борис Рыжий. Ему дано было воспеть «сказочный Свердловск и школьный двор в районе Вторчермета». В стихотворных строках сквозит неизбывность, обреченность на жизнь в таких микрорайонах, а счет их жителей по стране идет на миллионы.
Екатеринбургский художник-акционист Тимофей Радя, реализуя свой проект «Улучшения на районе», повесил ковер на стену остановки общественного транспорта, развесил на пустующей конструкции рекламного билборда белье, украсил логотипом LV (Луи Виттон) мусорные баки… Вынесение символов домашнего уюта в публичное пространство, интимизация городского пространства, смена акцентов в использовании символов консьюмеризма – это методы, которые молодой, но уже признанный и известный художник применяет, ломая привычное восприятие урбанистического ландшафта. Порой мегаполис чрезмерно не по-человечески серьезен, а порой так хочется, чтобы на городские фонарные столбы были надеты оранжевые абажуры…
Среди удручающе унылых пятиэтажек мышиного цвета, клонированных практически по всему советскому пространству, порой охватывает чувство экзистенциальной покинутости и отчаяния. Бывает, что в таких местах радуют глаз даже брошенные кем-то яркие банки из-под импортного пива. Прошло время, когда такие артефакты ставили за стекла сервантов. Заграничный мусор успел выйти на улицы, и алюминиевые банки стали кирпичиками новой урбанистической эстетики.
Несколько лет назад знакомые пермяки, обнаружив на одной из самодеятельных клумб скульптуры из полиэтилентерефталатных бутылок и консервных банок, предположили, что в этом наивном народном творчестве отразился эстетический посыл региональной культурной революции, связанный с кипучей деятельностью в городе Марата Гельмана. Но и без явного влияния заезжего галериста на творческие помыслы ивановцев эти художественные методы освоены. Так, в 30-м микрорайоне родного города я смог обнаружить целую детскую площадку с мягкими игрушками, а на улице Шубиных дикобраза из ПЭТ-бутылок и слоника, созданного на основе утилизированной в клумбу автошины.
На углу Войкова и Дзержинского после прошлогоднего благоустройства образовался песчаный пустырь. В апреле там взошли посаженные кем-то подснежники и нарциссы. Однако этой красоты кому-то показалось мало, и неизвестный мастер ленд-арта воткнул рядом зонтик, изваянный из верхушки большой ПЭТ-бутыли.
Возле 32-й школы на Ермака на пяти квадратных метрах сооружен целый ландшафтный парк с непременными арт-объектами из отходов бытовой химии. Это трогательно и мило, но, на мой взгляд, категорически неуместно. Не-у-местно совершенно буквально: место для таких самодеятельных художеств в укромных уголкахдворов многоквартирных домов (убитых автомобильной цивилизацией) или в лишенном иных красот частном секторе города, но никак не на перекрестке с проспектом Ленина.
Шин-арт
Старые автопокрышки, пожалуй, самый распространенный подручный материал для улучшений на районе. Шин-арт не требует специальной подготовки, достаточно раскрасить исходный черный в цвета радуги – и созданные умелыми ручками вазоны, бордюры и ограды заиграют. Магазинам, торгующим шинами, впору выпускать календари с видами наиболее достойных шедевров шин-арта. Получится, конечно, не календарь Pirelli, но и обнаженными девушками вид разноцветных покрышек не испортить.
Лебеди, сделанные из шин, разбросаны по всем российским (и не только) городам и весям. Это далеко не скульптуры из покрышек корейского ваятеля Ен Хо Чи, но равнодушными они не оставляют. Такого рода дворовое искусство из ряда того, что упомянутый Марат Гельман обозначил как «русское бедное». Именно от нищеты, а не от стремления к оригинальности и эпатажу используются разновеликие шины.
Около года назад чуть ли не звездой рунета стал ивановский таксист Александр Лиманский, создавший под стать корейскому скульптору несколько интересных фигур животных и птиц из покрышек. Они похожи на работы Ен Хо Чи, но, если от вида некоторых фантастических зверей корейского мастера дети до шести лет могут начать мочиться по ночам, то даже радикально черного коня Лиманского можно показывать трехлеткам без боязни последствий.
Если есть возможность использовать помимо резинотехнических изделий, например, металлолом, то и он идет в дело. Так, ивановский мастер Владимир Волков создал свой узнаваемый стиль. В нещедром на жанровую уличную скульптуру Иванове его арт-объекты пришлись весьма кстати. Число их точно неизвестно, и оно постоянно растет. Самым приметным является памятник изобретателю дуговой сварки Николаю Бенардосу у Большой ивановской мануфактуры, забавные фигурки у Ивтелерадио, старичок с собачкой около областной научной библиотеки. В парке имени Степанова 29 июня 2013 года было открыто пять скульптур, установленных на рельсы бывшей детской железной дороги. Сейчас их число выросло.
Поднять уровень городской скульптуры в Иванове удается пока лишь буквально – городские власти склонны всё возносить на пьедесталы. Только вот пресловутую бронзовую таксу в арт-сквере не смогли оторвать от земли. Если бы не работы Владимира Волкова, то соразмерность человеку отсутствовала бы полностью. Между тем сейчас в нашей стране сложно найти город, где бы не было своего уникального арт-объекта, сделанного профессионалами, а не любителями.
Искусство в массы!
Что нужно художнику? Слава, признание, деньги. Что нужно туристам? Новые впечатления. Можно это объединить? Я считаю, что можно. Хотя бы созданием серии путеводителей по необычному Иванову и заказом тематических работ, направленных, в отличие от объектов селфи-маршрута, нацелевоепозиционирование города. Не могу гарантировать, что это придется по душе всем. «Табуретка» Николая Полисского в Перми до сих пор вызывает споры.
Шанс опробовать уличное искусство представится желающим в сентябре, когда в городе будет проходить фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда». Пришло время изменить Иваново к лучшему.