Река Красного ситца
Река культуры и отдыха
Отношение к прилегающим к реке территориям начало меняться в тридцатые годы. Пойма в районе Большой ивановской мануфактуры, которую можно увидеть на старых фотографиях и картинах, была засыпана после строительства цирка. Был заложен парк и открыта лодочная станция.
Постепенно зона отдыха приходила в запустение. То же самое происходило и с рекой. Еще лет десять назад, глядя на ее изумрудные берега в центре города, можно было сказать, что Иваново как было селом, так им и осталось. Комплекс неполноценности перед близлежащими волжскими городами и бывшим губернским центром на Клязьме ощущался на набережной очень сильно.
Сейчас левый берег между Театральным и Соковским мостами не узнать. Тут и дешевая урбанистическая бижутерия селфи-маршрута, и дань массовым поп-аттракционам в виде «Свадебного сердца» и беседки у гостиницы «Турист», и мини-диснейленд возле «Серебряного города». Но самое замечательное, конечно, это «ивановский глаз» – в меру большое колесо обозрения.
Новая вертикальная доминанта в центре города удачно вписалась в ландшафт, дополнив популярный у фотографов ракурс с красной звездой над водонапорной башней. Колесо выглядит вполне соразмерным масштабу города. Но с него видны и участки, до которых благоустроители еще не добрались.
57-41
Неокультуренные пустыри имеют свою специфическую аудиторию почитателей. Так, например, задворки бывшего комбината имени Самойлова недалеко от впадения в Уводь речки Талки именуются у местной молодежи Лондоном и служат местом для экзотического отдыха. Кроме того, здесь выгуливают собак, пьют настойку боярышника и портвейн «777», бьют пустые бутылки из-под того и другого и, кроме всего этого, перемещаются через пешеходный мостик в Ушаково и из него.
Для тех, кто размечает пространство города не только с помощью материальных примет, это место известно как точка конфлюэнции, то есть место пересечения целочисленных параллелей и меридианов в целых градусах, без минут и секунд. В нашем случае это 57 градусов северной широты и 41 градус восточной долготы. Точка находится в кустах, откуда вытекает мутный ручеек, впадающий в Уводь. К 2021 году, когда Иваново будет отмечать свою 150-ю годовщину, здесь планируют установить памятный знак и, соответственно, привести в порядок территорию.
Мосты округа Иваново
Мостов в Иванове не много и не мало. Они перекинуты через Уводь, Талку, Харинку, Ледянку и Дюков ручей. Есть ещё и железнодорожные, но не о них речь. Названия порой будоражат воображение: Нардомовский, Стачек, Соковский, Театральный, Инженерный, Домостроителей, Родниковский, Фабричный, Фряньковский и Энергетиков. Из пешеходных мостов имеет название лишь один. Он соединяет Подгорный переулок у городской бани с набережной у гостиницы «Турист». Выглядит он весьма изящно, а вот название у него совсем не романтическое – Банный. Впрочем, официально его именуют совсем уж скучно – Пешеходный.
До начала 1950-х все мосты в городе были деревянными. В 1954 году был построен новый Туляковский мост на проспекте Сталина у площади Пушкина. Он воплотил в своем облике все достоинства советского ампира, сохранившиеся до нашего времени. В 1960 году проспект сменил имя Сталина на Ленина, а с 1975 года мост стал официально называться Театральным по находящемуся рядом зданию Драматического театра (ныне Дворец искусств). В 2008 году под мостом был открыт пешеходный переход.
В 1975 году Сосневский мост сменил имя, и стал называться в честь советских энергетиков. Тогда же стал официально именоваться Соковским мост на улице Фридриха Энгельса у действовавшего в ту пору кинотеатра «Мир». Его название связано с находившейся недалеко мануфактурой Осипа Сокова, перестроенной позднее в церковь в честь Казанской иконы Богоматери.
Нардомовский мост сейчас соединяет улицу Громобоя со Слесарным переулком. Прежде он именовался Дмитриевским и Дербенёвским. В 1925 году один из корпусов бывшей фабрики Дербенёва был переоборудован в Народный дом текстильщиков. Именно с него, да еще с Фабричного моста открываются виды на вполне заповедные индустриальные ландшафты. С Инженерного и Энергетиков можно увидеть потрясающий вид на ТЭЦ-2. Для романтических свиданий эти мосты не очень подходят, и свадебных замков на счастье на них еще поискать.
Набережная Красных ткачей
Планы превращения берегов в рекреационное пространство возникли довольно давно. Резиденты пространства НИМ-лофт медленно, но настойчиво продвигают идею соединения площади Пушкина по левому берегу со Степановским парком. План дерзкий, завораживающий, призванный показать горожанам и туристам невиданное внутреннее Иваново. Возможно, появится шанс не только проехать по велодорожке или совершить пешеходную прогулку, но и увидеть фабричный антураж с воды. Это совершенно новые визуальные опыты, к которым, возможно, не все готовы. Эстетическая привлекательность индустриального требует особого представления, но об этом я напишу в другой раз.
Пока же я хотел бы поразмышлять о названиях. Есть в городе две Набережные улицы, но нет набережных, которые бы имели свои наименования. Другими словами, топонимия выдает то, что город совершенно не ориентирован на реку, отчужден от нее, оторван. А между тем сколько дивных названий можно придумать!
Ресторан гостиницы «Русский Манчестер» известен помимо прочего тем, что там предлагают посетителям уху под названием «Красные ткачи». Конечно же, рыбы из Уводи и Талки в ней нет. В меню она описана как сибирская уха из муксуна, с ягодами годжи и тигровыми креветками. В общем, блюдо столь же далекое от Иванова, как Набережная туманов от Набережной неисцелимых. Но название приводит многих в совершеннейший восторг.
С неймингом в городе не всё просто. Но уж если власти взяли курс на туристическое позиционирование, то и названия новых объектов должны быть концептуальными, репрезентировать аккумулированные городом смыслы. Название «Набережная Красного Флота» звучит для Иванова несколько претенциозно, а вот Английская или Манчестерская набережная с видом на краснокирпичные фабричные корпуса позапрошлого века вольно или невольно, но напрашивается. Да и красные ткачи еще пригодятся…