Łódź Fabryczna
Лодзь – едва ли не миллионный город, третий по величине в Польше. Хотя ее «золотым веком» был XIX век. Именно тогда еврейские и немецкие промышленники стали активно развивать в этом российском городе царства Польского текстильное производство. О начале становления польского Манчестера можно узнать из фильма Анджея Вайды «Земля обетованная», снятого по одноименному роману Владислава Реймонта.
Сейчас уже можно говорить о том, что текстильная история Лодзи закончилась. Индустриальное наследие в ней, как и в Иванове, нынче перепрофилируется. Для того чтобы представить размах лодзинской текстильной индустрии, достаточно сказать, что принадлежавшая Карлу Шайблеру хлопчатобумажная фабрика «Ксенжи Млын» (город в городе, как ее называли) являлась в XIX веке крупнейшей в Европе.
В бывшем ее управлении размещается Музей интерьеров дворцов-резиденций фабрикантов Лодзи. К огромному даже по меркам ХХ столетия производственному зданию примыкают столь же впечатляющие размерами многоквартирные дома для рабочих, а также изящное пятиэтажное пожарное депо, больница, школа, магазины.
В цехах фабрики Израиля Познаньского, которой в Лодзи принадлежало второе место после фабрики Шайблера, в настоящее время открыт ТРЦ «Мануфактура». В своей современной части он очень напоминает ивановский «Серебряный город», а в старой – образцы ивановской промышленной архитектуры XIX века. Рядом с «Мануфактурой» расположен дворец Познаньского. В отличие от особняков иваново-вознесенских фабрикантов, это именно дворец. На вопрос архитектора о том, в каком стиле он хотел бы построить свой дом, Познаньский нескромно заметил, что у него достаточно денег, чтобы построить дворец во всех стилях, что и было сделано. Теперь в этой самой большой в Польше резиденции фабриканта находится музей истории города Лодзи.
В течение десяти лет я мог наблюдать за изменением города. Польская экономика сейчас на подъеме, и некоторые особняки фабрикантов, стоявшие заброшенными шесть лет назад, преобразились. Зданий рубежа XIX–XX веков в этом городе очень много, некоторые не вызывают особых ассоциаций, а вот при виде виллы Леопольда Киндермана, построенной в стиле модерн, в памяти ивановца возникает облик псевдоготического дома Дюрингера. Несколько лет назад оба они были в одинаково удручающем состоянии, а сейчас лодзинская вилла выглядит словно только что построенная.
OFF Piotrkowska и NIM-loft
Но не только фабричная и фабрикантская Лодзь поражает своим размахом и размерами. Самая длинная в Польше пешеходная зона – улица Петрковская, протянувшаяся на пять километров, проходит почти через весь центр города. На одной из небольших площадей стоит универмаг «Магда», похожий на ивановский ЦУМ до его обновления. Туристов на этом участке Петрковской заставляет остановиться памятник трем фабрикантам, представляющий собой большой стол с пятью стульями, три из которых свободны, так как за столом сидят лишь двое из трех гениев этого места. В Иванове рядом с Бурылиным и Гарелиным можно посидеть лишь на расстоянии, глядя на них снизу вверх.
Семь лет назад, гуляя по Петрыне, как называют лодзинцы свою главную улицу, я буквально в двух шагах от нее обнаружил заброшенные корпуса фабрики с развешанными на трубах теплоснабжения новыми мужскими сорочками. Сейчас это новое место для проведения досуга «OFF Piotrkowska». Пять лет назад, сопоставляя плюсы и минусы модного места, журналистка Агнешка Дановска писала: «OFF Piotrkowska поляризует пафосное пространство для очень молодых и взрослых. OFF вы можете любить или ненавидеть: «Дерьмо с разбитыми тротуарами», «самое переоцененное место в Лодзи», «Мекка хипстеров» – вот лишь некоторые из негативных оценок, которые можно услышать об OFF Piotrkowska. «Оригинальное пространство, достойное похвалы», «берлинская атмосфера», «творческое сотрудничество» – парируют сторонники».
Будучи год назад в этом месте, я отметил для себя наличие там приятного магазина книг и сувениров, которые неотъемлемы от формата таких мест в Питере, Москве и многих других городах. Реновация бывшей фабрики имени Жиделёва идет по схожему пути. Есть на NIM-loft и фабричная атмосфера, и лофт-бар «Fabrika», но такого магазинчика пока нет. Но я всё же с нетерпением жду, когда мы догоним и перегоним Лодзь в этом сегменте переустройства городской среды.
Кино и прелесть руин
Культурный потенциал польского побратима несопоставим с нашим. Перед бывшей фабрикой Людвига Майера, ставшей отелем «Grand», расположена лодзинская Аллея звезд с наиболее известными фамилиями деятелей польского кинематографа на тротуаре. Польскую киноиндустрию называют «Голлилодзью» неслучайно, ибо в нашем городе-побратиме находится центр кинематографии, музей истории кино, кроме того, Лодзь – хозяйка крупнейшего в мире фестиваля деятелей киноискусства «Camerimage». Местная Высшая школа кинематографии, телевидения и театра за 60 лет своего существования прославилась благодаря таким выпускникам, как Вайда, Полански, Занусси, Кесьлёвский.
Как вспоминал в 1969 году последний из них, Лодзь – «город жуткий, но необычный, по-своему живописный – с рассыпающимися домами, разваливающимися лестничными клетками и колоритными людьми. Денег на ремонт никогда не хватало, стены домов покрывал лишай, а штукатурка постоянно отваливалась. Выглядело всё это крайне живописно. Впрочем, это вообще необыкновенный город». Во время пребывания в Лодзи я часто вспоминал эти слова. Этот город меняется, оставаясь неизменным. В центре можно увидеть многое из того, что попадалось на глаза известному режиссеру почти пятьдесят лет назад.
Во время последнего фестиваля «Зеркало», который проходил в том числе в кинотеатре «Лодзь», организаторы попросили меня провести экскурсию для кинокритика Антона Долина. После прогулки он написал в «Фейсбуке», что в тот вечер «любовался руинами конструктивизма». Второе слово зацепило многих, не обративших внимание на первое. Должен сказать, что Иваново и Лодзь обаятельны и прекрасны даже в своей руинированной части, за что я их и люблю.
Центр текстильной цивилизации
«Белая фабрика» Людвига Гайлера живописно отражается в пруду, напоминая бетонный корпус фабрики Коновалова в Вичуге. Именно в ней разместился огромный Музей текстиля. Отправляясь туда, я даже не подозревал, что потрачу на знакомство несколько часов. В кратком резюме, приличествующем формату газетной статьи, можно сказать, что там есть всё. Несколько временных выставок, интерактивная среда в пространстве бывшей котельной, цеха, заполненные английскими, немецкими, французскими и польскими станками разного назначения и эпох. Даже в лодзинском ТРЦ «Мануфактура», есть сравнительно небольшой музей истории этой фабрики. Но и в нем есть действующие ткацкие станки и интерактивные мониторы. Можно проследить путь от хлопка и пряжи к ткани, а также набить вручную рисунок. Правда, не на ткань, а на рулон бумаги, собственноручно украшенный кусок которой можно взять с собой в виде сувенира.
Семь лет назад старый вокзал Лодзь Фабричная был снесен. На его месте воздвигли огромный железнодорожный дворец из стали и стекла. Лодзь стремительно модернизируется, но бережно хранит то, что принесло городу богатство и славу. Свое название лодзинский вокзал сохранил. Ивановский железнодорожный вокзал достаточно велик и самоценен, чтобы претерпеть схожую метаморфозу. А слово «текстиль» в Иванове имеется не только в наименовании станции на московском направлении, но и в названиях ярмарок и фестиваля «Текстильная столица». Более того, в отличие от польского побратима, ситец по-прежнему производится в городе и области, что нисколько не мешает злопыхателям говорить, что его нет.
***
В 2011 году в Иванове ко Дню города были вывешены плакаты с информацией о городе-побратиме. В польском названии из 4 букв было допущено 3 ошибки... Первое, на что обращаешь внимание, отправляясь в Лодзь скоростной электричкой с варшавского вокзала, – это название станции назначения – Łódź Fabryczna (Лодзь Фабричная). Второе, что по прибытии в этот город обнаруживает ивановец, – это отсутствие кинотеатра «Iwanowo», закрытого лет 15 назад.