Главное – это научить ребенка любить
В Интернете периодически натыкаюсь на дискуссии, нужно ли дошкольникам дополнительное образование, или это просто откачка денег на «непоймичто», потому как «водили-водили, учили-учили, а гения на выходе так и не получили». На это я могу сказать вот что…
Возраст
Первый вопрос – это, конечно, «с какой целью вы привели свое чадо в тот или иной коллектив», но начнем с возраста.
У меня недалеко от дома есть центр развития, куда принимают детей (внимание!) с шести месяцев. Честно скажу: я не знаю, чем там занимаются с грудничками и какие прививают навыки. Возможно, там ползают под классическую музыку, гремят в такт погремушками, рассказывают сказки и делают массаж пяток. Могу предположить, что мамы просто отдают на два часа своего младенца, чтобы сделать передышку и сгонять до парикмахерской, что, в общем, тоже неплохо (по типу нанять няню на два часа). Повторюсь, методик тамошней работы не знаю, но по своему многолетнему опыту могу сказать, что детей до трех лет чему-либо образовывать и на что-либо мотивировать довольно сложно.
У меня есть опыт работы с трехлетками, так вот: учить их актерскому мастерству и делать с ними какие-либо упражнения бессмысленно, они всё равно будут делать ровно то, что они в данный момент хотят, залезать куда хотят, дергать за бантики того, кто у них под рукой, и рыдать, если что-то идет не по их плану. Они будут или ползать под столом, или носиться по кабинету, или сидеть у тебя на руках или на шее – и это нормально. Но всё, чему я могу их обучить, – это хлопать и топать под музыку, ну то есть на уровне рефлекса. Они ведь еще и говорить-то толком не умеют, какое им актерское мастерство.
В четыре года – уже можно, но лучше всё-таки чуть старше, здесь каждые полгода имеют значение. Это я говорю только про свой предмет.
Цель
Когда мы в советские годы записывались в различные кружки, то ни нашей, ни целью наших родителей не являлось получить на выходе Шумахера, Качалова или Шаляпина. Мы записывались в кружки и студии не за будущей славой, а за интересом. Лично я посещала вообще шесть кружков, среди которых был стрелковый и выжигание. К девятому классу, правда, осталось только два – театральная студия и лыжная секция.
Сейчас время изменилось, и родители, едва малыш научился ходить, уже хотят видеть в будущем его конкурентоспособным бизнесменом. Повальное число мам и пап приводят к нам ребенка и требуют, чтобы он стал звездой, чемпионом. И вот попадает к нам дошкольник в вокальный коллектив, и через год родители приходят с претензией: а почему вы нашему сыну (дочке) не дали спеть сольный номер в отчетном концерте? Это чему вы его учили целый год? Это зачем мы к вам целый год ходили?..
Объяснять, что ребенок еще микрофон держать не научился, сцены боится и ноты не вытягивает – бесполезно. И бедного ребенка выдергивают из коллектива, в котором он уже адаптировался, и отдают в следующий.
Что выйдет?
Водили к нам в коллектив девочку пяти лет, необщительную с недоверчивым взглядом, что детям несвойственно – в большинстве своем они открыты и быстро идут на контакт. В этой семье была непростая ситуация: родители находились в процессе развода и никак не могли поделить дочь, поэтому ребенок оставался на нейтральной территории и жил у бабушки. Эта девочка на занятиях обижала других детей, толкала их и щипала, а на вопрос, почему она это делает, отвечала: «Меня никто не любит!» Мы, конечно, убеждали ее, что мы ее любим и так вести себя нехорошо, потому что кому же понравится, если тебя сталкивают со стульчика и щипают? Девочку с трудом удавалось привлечь к упражнениям и вообще наладить ее жизнь в коллективе, она относилась ко всем с большим подозрением.
Так вот, родители этого ребенка забрали и отдали в гимнастику. Сказали, что в вокальном коллективе слишком много требований (приходить вовремя, разучивать песни и не бить подружек – это действительно умопомрачительные требования). Не знаю, как этот ребенок, находящийся всё время в стрессовой ситуации, перенесет гимнастику – ведь спорт предполагает несравнимо более жесткий режим, чем у нас. В конце концов, они дождутся у девочки какой-нибудь нервной болезни.
Гении и счастливые
Дорогие родители, решите для начала, кого вы хотите видеть в ребенке – счастливого человека или непременно чемпиона? Вы отдаете отчет в том, что далеко не все люди созданы для бизнеса и спорта? И что задача дополнительного образования, это в первую очередь разбудить в ребенке творческую составляющую и научить его видеть и слышать мир и быть самому со-творцом, а не требовать от этого мира признания и дивидендов.
Пусть ваш ребенок рисует, поет, играет на ложках и выращивает редкие растения.
Пусть он лепит из глины и ездит на шахматные турниры, но будет при этом здоровым, любимым и любящим человеком, умеющим отдавать и созидать, а не маленьким механизмом, удовлетворяющим амбиции родителей. Да вы сами подумайте: гений – он один на миллион. Да и жизнь гения – не залог счастья, здоровья и денег, скорее даже наоборот.
Радуйтесь, что есть гении и что есть просто счастливые люди. Возможно, ваш ребенок станет звездой, возможно, не станет – это ли главное? Ваша и наша задача – научить его любить. И помочь ему быть счастливым.
И поэтому странно для меня слышать вопросы о нужности или ненужности дополнительного образования: когда вырастет, сам разберется, что ему нужно. А может, не захочет отрываться от компьютера – ведь родителям, как правило, заниматься с детьми некогда.
Помогите ребенку. Но не насилуйте его и не требуйте немедленных результатов. Результаты будут, но, повторяю, главный результат – не постамент и золотая медаль, а любовь и созидание.
Р. S. Данную тему знаю очень хорошо, так как сама являюсь педагогом дополнительного образования детского Дворца творчества – подросткового объединения «Тинейджер» и вокального ансамбля «Радуга»