С мэром по набережной
И не только мнение, но и информация о дальнейших планах реконструкции. В субботу, 3 ноября, наш корреспондент Анна Семёнова прогулялась с Владимиром Николаевичем по набережной и узнала, доволен ли мэр тем, что происходит на набережной, и какие планы будет реализовывать в следующем году.
«Пришлось прекратить»
Первый участок набережной – у цирка – начали реконструировать еще в 2017 году в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». На эти работы было выделено 28 миллионов рублей, но в прошлом году подрядчик не справился с поставленной задачей. Были суды, требования завершить начатое, значительная часть работ (в том числе обустройство фонтана) проводилась уже в этом году.
– Завершена ли реконструкция этого участка набережной? Или опять работы перенесены на следующий год?
– Скорее, работы пришлось прекратить – претензии к качеству всё равно остаются, мы недовольны работой конкретного подрядчика – ООО «Дом». Много пришлось за ним переделывать, делать за счет внебюджетных средств. За счет бюджета переделывали спортивные площадки.
– А средства федерального бюджета?
– Часть средств пришлось вернуть – мы не имели морального и юридического права принимать некачественные работы. На примере этого объекта хорошо видно, насколько важно, чтобы серьезные контракты выигрывали адекватные подрядчики, выполняющие всё в срок и качественно. К сожалению, закон о контрактной системе это позволяет не всегда.
– Почему нельзя прописать в условиях определенные требования к подрядчику?
– Потому что 44-ФЗ требует, чтобы контракты на сумму более 5 млн разыгрывались только на аукционах, а на аукционах один критерий – цена. В результате победителем оказывается мелкая фирма, которая выиграла на демпинге, а выполнить работ не может – и опыта нет, и оборотных средств не хватает. Пока, к сожалению, мы с этим ничего поделать не можем – только жестко отслеживаем качество работ и требуем устранять недоделки.
– Какие конкретно претензии? Я не специалист, но мне кажется, что на велодорожках очень странный асфальт – просто щебень залит гудроном. И простоит ли это до весны – непонятно.
– Да, тут только всё переделывать – по-другому не исправишь. У подрядчика есть гарантийные обязательства, так что, когда начнется выкрашивание покрытия, потребуем восстановить. Проблема в том, что в проектно-сметной документации был заложен именно такой тип асфальта. И проектировщик-то вполне квалифицированный... Есть и другие вопросы по проекту. Если подрядчик адекватный, он видит недоработки проекта и вместе с заказчиком решает, как их устранять. Как в Троицком сквере, например, где в проекте не были заложены ливневки, но в итоге их сделали.
Самая главная претензия по этой части набережной – дорожка вдоль реки. Заборчики уже покосились, идет сползание грунта. Надо проводить мероприятия по укреплению берега и восстанавливать плитку. Что-то делали и в прошлом году, и в этом – самые большие ямы убрали, но сползание всё равно идет.
Общедоступная спортивная зона
Одна из фишек, которые привлекают на набережную десятки людей, – появление общедоступных спортивных объектов. Еще в 2017 году здесь была обустроена площадка для воркаута, которую затем перенесли чуть дальше и установили заново, дополнив тренажерами. Кроме того, в этом году сделали баскетбольную площадку.
– Правда, с покрытием баскетбольной площадки были проблемы, заставляли подрядчика его переделывать – посмотрим, достоит ли до весны. А в воркаут-зоне по проекту вообще не предусматривалось резиновое покрытие, его пришлось делать по отдельному контракту. Зато получилась спортивная зона, и если раньше тут люди только с собаками гуляли, теперь всё лето приходили заниматься.
– Говорят, что на этих площадках некоторые тренеры даже проводят платные занятия…
– И ничего плохого в этом нет – это только подтверждает, что такие объекты городу нужны.
Я думаю, что, несмотря на все недоработки, прогресс серьезный – набережная стала обустроенной. Колесо обозрения инвестор установил, за что ему – Кириллу Игнатьеву – отдельное спасибо. Конечно, если вспомнить, что было в позапрошлом году и как сейчас выглядит набережная, – прогресс серьезный. Другое дело, что можно было сделать лучше, интереснее.
– Какие-то еще объекты здесь будут?
– Перед гостиницей «Турист» есть площадка и сейчас у нас тут творчество подрядчика – арт-объекты, но думаю, что они тут не очень к месту. Возможно, их лучше подарить загсу, чтобы молодожены на их фоне фотографировались, а здесь продолжить спортивную зону или сделать детскую площадку для малышей – для них тут нет ничего, кроме уток. Будем думать.
Погода помогла
Участок набережной от Соковского моста до пешеходного Банного – объект уже этого года. Его реконструкция тоже ведется в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Несмотря на то что строительный сезон близок к завершению, работы здесь всё еще ведутся. Причем весьма активно – даже в выходной день два десятка рабочих укладывали рулонный газон и тротуарную плитку.
– По контракту срок выполнения работ – до 1 декабря. Успеет ли подрядчик?
– Думаю, да: здесь всё нормально – плитку уже почти закончили укладывать, осталось доделать порядка 50 метров велодорожки, положить газон, установить малые архитектурные формы – скамейки, клумбы, фонари.
– Скамейки будут как у цирка?
– Нет, будут нормальные, удобные скамейки, как в Троицком сквере и на площади Ленина.
На самом деле тут подрядчику погода помогла – чудом успевает выполнить почти все работы. Может, с газоном не успеет – будем в следующем году доделывать.
– Почему так поздно ведутся работы? Летом же была нормальная погода.
– Тут как обычно: и контракт поздно расторговали, только в августе, и подрядчик несколько месяцев затягивал начало работ.
– А кто подрядчик?
– ООО «СпецДорСтрой». Я удивился: организация известная, с хорошей репутацией. Возможно, сказались проблемы на другом объекте. Но сейчас они активизировались, всё успевают, контракт будет закрыт в этом году.
– Здесь будет что-то, кроме плитки, скамеек и велодорожки?
– По большому счету нет. Изначально большие проблемы были с переносом сетей – здесь очень много коммуникаций, в том числе газопроводы. Как оказалось, они проходят совсем не так, как обозначено в документации, так что месяц ушел на решение этого вопроса.
Пока здесь будет просто прогулочная зона. Фактически мы просто возвращаем эту территорию в активное пользование горожан – раньше здесь были заросли.
Конечно, хочется, чтобы набережная у нас была, как, скажем, в Казани. Но там на обустройство территории, сравнимой по площади с этим участком, затратили 600 миллионов рублей. За такие деньги можно и террасную доску положить, и деревья в кадках посадить, и много чего еще. А когда у тебя 30 миллионов и основной вопрос – это перенос различных сетей, особо не разгуляешься, лишь бы на плитку хватило.
С другой стороны, вопрос с сетями решен, и если через пять лет у города будут деньги, можно переделать этот участок под развлекательную или тематическую зону. Это как с Вокзальной площадью: мне проект не очень понравился, но было понятно, что если мы сейчас не начнем ремонтировать, то там бардак будет еще долго. Сейчас все коммуникации выявлены и перенесены, в любой момент, когда будут средства, можно работать. Я думаю, там надо сквер у памятника соединять зеленой зоной с выходом из вокзала. А то получается, что выходишь сразу на парковку вместо пешеходной зоны. Так что есть задел на будущее.
– А здесь что будет, за забором, который рядом с «Кранбанком»?
– Забор останется, им огорожена стройка. Здесь частная земля, собственник собирается офисный центр строить, но денег пока нет – здесь мы ничего поделать не можем.
Зато получилось с другим участком – на склоне, который тоже был предназначен под застройку. Сейчас назначение изменено, и есть разные варианты, как его можно использовать. Может быть, найдется инвестор, который захочет построить тут кафе – на этом берегу их нет. А может, просто обустроим зону отдыха амфитеатром, используя естественный склон – посмотрим.
Наполеоновские планы: от Харинки до парка Степанова
Сегодня, когда говорят про набережную Уводи, обычно имеют в виду участок от Соковского до Театрального моста. Но ведь есть и другие участки вдоль реки – несколько десятков гектар городской территории, заброшенной и заросшей. Будет ли мэрия в обозримом будущем их осваивать и реализовывать планы, о которых уже говорили? Оказывается, будет.
– Пару лет назад в администрации говорили о строительстве еще одного автомобильного моста через Уводь – в районе улицы Наумова – и об обустройстве прилегающей территории. Даже проектно-сметную документацию разработали. Когда начнется строительство?
– Пока сложно сказать. На уровне губернатора принято решение, что в ближайшие год-два основные силы и средства будут сосредоточены на завершении строительства Восточного обхода – это действительно важный для города проект. А потом, надеюсь, вернемся к вопросу о строительстве нового моста.
– А что с проектом обустройства территории вдоль Уводи от площади Пушкина до улицы Громобоя, который был презентован летом?
– Он находится в работе. Уже сделано очень много: вся территория спланирована, выявлены коммуникации, охранные зоны, сделана геодезия, у нас есть информация обо всех объектах, расположенных на этом участке.
Следующим шагом будет разработка концепции – как должна выглядеть эта зона, где какие объекты будут располагаться. Надеюсь, эту работу сделает проектное бюро «Стрелка» в рамках соглашения с Ивановской областью.
Объект очень сложный, земля в основном в частной собственности, и чтобы сделать там пешеходную зону, чтобы пространства были встроены в общественный процесс, в жизнь города – надо решать вопрос с выкупом помещений и участков. Нужно решать вопрос с переносом коммуникаций – их там много: магистральные тепловые сети, газопроводы, коллекторы, узкоколейка… Это сумасшедшие деньги. Одному городу это не под силу, нужно участие инвесторов, а инвесторы появятся, когда поверят, что концепцию можно реализовать.
Сейчас благодаря усилиям Павла Соколова еще в должности начальника управления архитектуры и градостроительства и Фонда содействия развитию города предварительная работа выполнена, можно рисовать, считать деньги и начинать поэтапно реализовывать.
– С чего будете начинать?
– Я бы начал с территории, прилегающей к площади Пушкина, но здесь немало сложностей.
Например, участок от «Квадро-Сити» до «Вернисажа»: он сформирован, у него есть владелец. Да, там собирались строить новый торговый центр, сносить «Вернисаж», но пока окончательное решение собственник не принял. Хотелось бы, чтобы оно принималось с учетом интересов города, а не только коммерческих.
– А что с участком перед БИМом, который пару недель назад был выставлен на продажу – он учитывается в эскизном проекте? Вдруг новый владелец решит построить на нем многоэтажку?
– Конечно, эта территория включена в проект. Мы считаем, что тут никакую многоэтажку строить не нужно. Да, сейчас градостроительная документация это в принципе позволяет, но с учетом действующих градостроительных нормативов здесь маловато земли для такого объекта. Кроме того, в ближайшие месяцы мы будем вносить изменения в генплан, и, скорее всего, поменяем территориальную зону.
– На рекреационную, исключающую возможность многоэтажного строительства?
– Может быть. По-хорошему вообще строить ничего не надо бы на этом месте. С другой стороны, люди купили за огромные деньги этот участок – главное, чтобы объект вписывался в территорию и не нарушал архитектурный ансамбль.
– Есть представление о том, что получится, если проекты будут реализованы?
– Это, конечно, мечты, но их можно реализовать. Вот смотрите: сейчас набережная обустроена так, что можно на велосипеде или самокате проехать от Театрального до Соковского моста. Это только маленькая часть маршрута, который хотелось бы сделать. Если будем постепенно идти с благоустройством набережной в двух направлениях – к парку Степанова и к парку «Харинка», то в конце концов, пусть и через 10 лет, можно будет прокатиться или прогуляться от одного парка до другого – через весь город.
Ведь, например, по направлению к «Харинке» есть очень красивые места – в районе улицы Наумова стоят огромные ивы, как шатры… Всё это надо сохранить и при этом сделать благоустроенную набережную, вернуть городу десятки гектар заброшенной территории, которые много лет не используются.
– Вы думаете, это реально?
– Думаю, да. Только надо исключить возможность возвращения в городе ситуации, которая была несколько лет назад, когда земля разбазаривалась и раздавалась под цели, не имеющие ничего общего с интересами горожан. Я очень надеюсь, что эти схемы навсегда ушли в прошлое.