Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
С 17 апреля начинается массовое комплектование дошкольных образовательных учреждений города Иванова
Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Зачем жителям светодиодное уличное освещение

Многие ивановцы уже оценили новые светильники, которые устанавливаются в областном центре в рамках энергосервисного контракта. Причем установка идет не только на центральных улицах, но и на периферийных и даже в частном секторе. Пока подрядчик установил около четверти оговоренных в контракте светильников, все работы должны быть выполнены до Нового года. Но уже сейчас горожане почти единодушны в своем мнении: в городе становится намного светлее.

Говорят об этом в первую очередь водители. В областном центре для уличного освещения в основном использовались натриевые лампы (правильное название ДНаТ – дуговая натриевая трубчатая лампа). Они относительно дешевы и относительно эффективны (по сравнению с другими видами ламп, например ртутными или галогеновыми). Но у них немало недостатков. Например, оранжево-желтый свет, который скрадывает цвета и детали. Немало водителей утверждают, что от такого освещения очень устают глаза, особенно если в позднее время суток за рулем проводишь более часа. Да и пешеходов, особенно в темной одежде (а в России зимой и осенью предпочитают одеваться именно в пальто и куртки темных цветов), трудно заметить.

Светодиоды снимают эту проблему – яркий белый свет обеспечивает прекрасную видимость на дороге. Правда, пока еще не было сильных дождей и снегопадов, так что возможность оценить особенности «нового» освещения в непогоду (например, насколько сильно будет бликовать мокрая дорога в темноте) у ивановцев еще впереди.

Впрочем, довольными оказались далеко не все. Пешеходы говорят, что на тротуарах стало темнее – свет от светодиодов более направленный, и весь поток идет на проезжую часть, а на тротуар не попадает. Некоторые водители обращают внимание на то, что дороги на отдельных участках освещены полосами – слишком велико расстояние между опорами, и световые пятна светильников не накладываются друг на друга, оставляя часть пути в темноте. Да и если верить замерам люксметра, которые проводили городские активисты, световой поток от натриевых ламп выше, чем от светодиодных. Да-да, хотя невооруженным глазом видится совсем иное (пардон за каламбур).

Разобраться в преимуществах и недостатках разных светильников нам помог мастер участка по наружному освещению АО «Ивгорэлектросеть» Кирилл Гавриленков.

По его словам, к однозначным плюсам светодиодных ламп относятся небольшая потребляемая мощность (можно экономить на оплате электроэнергии) и более комфортный для глаза цвет освещения. Светодиодные светильники также более устойчивы к перепадам температуры на улице – натриевые при морозах ниже -20 С или в жару более 30 Сработают ненадежно, могут отключаться или выходить из строя.

Однако есть и другие факторы. «Главный минус проекта, который сейчас реализуется в Иванове, в том, что работы производятся без учета особенностей рассеивания света от разных типов ламп, – говорит Кирилл Гавриленков. – У светодиодных светильников пучок света более узконаправленный. Натриевые лампы, наоборот, дают более рассеянный свет. Именно этим, в частности, объясняется снижение уровня освещенности тротуаров на некоторых улицах. Кроме того, опоры уличного освещения в городе устанавливались даже не под натриевые лампы – в первую очередь учитывалось то, что на них размещается контактная сеть троллейбусов и трамваев. Шаг опор очень большой – пятнистость на отдельных участках была и раньше, а сейчас она становится еще более заметной. Устранить этот недостаток можно, видимо, только если устанавливать дополнительные опоры, но это не всегда возможно, да и дорого».

Кроме того, у специалистов есть вопросы и по тому, насколько экономичными окажутся новые светильники, дадут ли они заявленные 69% снижения энергопотребления.

Пожалуй, в полной мере мы сможем оценить эффект от новых светильников только к весне. В любом случае хорошо, что дополнительных расходов бюджета на этот проект не потребуется. 

 Для справки:

Энергосервисный контракт по замене уличных светильников был заключен управлением благоустройства города с ООО «Световые Технологии ЭСКО» 5 октября этого года.

В соответствии с контрактом подрядчик в течение 120 дней должен заменить более 15,5 тысячи натриевых светильников на светодиодные, значительно более экономичные. Муниципальный бюджет не несет расходов на эти работы: подрядчик в течение всего остального срока контракта будет получать в качестве оплаты разницу в стоимости электроэнергии, потребляемой на уличное освещение «старыми» светильниками, и суммой фактических расходов на освещение с использованием светодиодных светильников. Планируется, что использование светодиодов позволит сэкономить не менее 69% от нынешнего энергопотребления (не менее 73,4 млн кВт*ч).

Срок исполнения контракта – 7 лет, общая сумма – более 486 млн рублей.

 Мнения

Андрей Сергеев, гражданский активист

– Мне как водителю новое уличное освещение нравится. Если прикинуть на глаз, то освещенности прибавилось на 30-50%. Насколько светлее стало пешеходам, сложнее сказать, я чаще за рулем.

Я считаю, этот энергосервисный контракт – дело хорошее. Светодиодные светильники не будут тускнеть и перегорать, в отличие от старых ламп. И они более экономичные, что выгодно для городского бюджета на будущее.

 

Евгения Прошина, пенсионер:

– Конечно, заметно, что в городе меняют светильники. Да вот зачем далеко ходить – у нас в аллее Гагарина такие установили. Теперь светло как днем.

А в остальных местах, где я хожу, и раньше было светло – у нас же почти центр города, проблем с освещением не было.

 

Яна Коврова, предприниматель

На машине езжу много, и могу сказать, что на дорогах стало намного светлее. Новые фонари ярче, обзор дороги на тех участках, где заменили светильники, стал лучше, да и пешеходы теперь заметнее, и на переходах, и на тротуаре. Никакой «полосатости» на дороге я не замечала – может, просто не обращала внимания. В любом случае мне как водителю стало лучше, видимость на дорогах намного выше.

Теперь бы еще обратили внимание на регулируемые переходы – очень опасная ситуация в сумерках и в темное время на перекрестке ул. Нормандии – Неман и ул. Люлина. Пешеходов на переходе не видно совсем. Но надеюсь, что и здесь сделают такое же светодиодное освещение.

 ***

Когда этот материал готовился к печати, в редакцию «РК» позвонил житель города и задал вопрос: почему подрядчик, устанавливающий светодиодные лампы, использует лампы посторонних производителей, когда в Иванове есть предприятие «Электро», выпускающее аналогичную продукцию? «Это предприятие с большой историей, на нем работают инвалиды, почему нельзя было дать ему заработать? Почему мы не поддерживаем местных производителей, особенно социально ориентированных?» – недоумевает наш читатель.

Мы постараемся прояснить этот вопрос и опубликуем комментарии заинтересованных лиц.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам