Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Гастрольный тур по ивановским школам

«Коллекционер времени» – новый спектакль Театра книжной миниатюры. Постановка приурочена к 100-летию Иваново-Вознесенской губернии, а сюжет тесно пересекается с историческими реалиями. Но главное – актерский состав. В ролях ребята с особенностями ментальной сферы: аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом. Сценарист и режиссер-постановщик – Анна Богачева.

– Анна, для начала несколько слов о Театре книжной миниатюры…

– Театру год с небольшим. Он необходим для творческой занятости молодых людей с особенностями ментальной сферы. Проект любительский: сами пишем сценарии, сами придумываем героев, а вдохновение черпаем у книжной полки. Отсюда и название – Театр книжной миниатюры.

В первом годовом витке мы уже показали спектакль «Тайна штампа», подготовили социальный ролик-миниатюру в поддержку городского благотворительного марафона «Ты нам нужен», познавательный проект «Пернатая энциклопедия» и разные поэтические зарисовки. Наша новая постановка называется «Коллекционер времени».

– О чем спектакль?

– Это истории, размышления, воспоминания, образы, мечты к столетию Иваново-Вознесенской губернии. Главный герой – это фигура, которая проходит через несколько эпох. События, характерные для того или иного этапа, рассматриваются через образ часов. Несколько эпох и судьба одного человека, его взросление и становление.

– Анна, в чем особенность постановки ваших спектаклей?

– Мы хорошо знаем наших актеров и, как в музыке есть понятие сильной доли, так и у особых актеров есть сильная сторона, которую важно заметить и на ее основе сделать роль. К примеру, для ребят с аутизмом важно повторение, важна визуальная поддержка. Им особенно трудно шагнуть к некой фантазии. Но мы постоянно растем: если раньше в спектакле обязательно требовался атрибут, то сейчас ребята могут работать с воображаемым предметом. Это большой шаг вперед. Не меньшая сложность – мотивация. Обязательства и социальные роли не всегда понятны особенным людям, заставить их тоже нельзя. И нам очень приятно видеть, что за последний год у ребят такая мотивация появилась. В прошлом году мы приняли участие в фестивале особенных коллективов «Виктория», который проходил в Ярославле. По регламенту надо было поставить миниатюру продолжительностью четыре минуты, а спектакль «Коллекционер времени» рассчитан на полчаса. Мы вычленили небольшой фрагмент и за две репетиции сделали новый спектакль, оттолкнувшись от основного сюжета. Важно, что ребята это приняли и смогли быстро отработать: в очень короткие сроки выучили серьезные тексты, сжились с ними и выступили на сцене.

– В Театре книжной миниатюры вы сценарист и режиссер. Это как то связано с вашей профессиональной деятельностью?

– По образованию я врач, у меня двое детей, дочка с особенностями ментальной сферы. У нее аутизм. Наверное, это и наложило отпечаток на наш семейный и жизненный маршрут. Писала я всегда. Если раньше это были статьи, небольшие рассказы и тексты диссертационных работ, сейчас – сценарии. Работать с ребятами интересно. С одной стороны, это огромные затраты своего душевного ресурса, с другой – колоссальная отдача: найти то, за что зацепиться, и сделать из этого полноценную, хорошую роль.

– В прошлом году театр уже дал несколько спектаклей в городских школах…

– Да, школьный гастрольный тур проходит в рамках программы «Неочевидные законы их удивительного мира», действующей в организации молодых инвалидов «Грани». Это взаимодействие молодежи с особенностями развития со школьниками и студентами. Театр оказался одной из важных форм – здесь наших ребят видят с позиции успешности. Проект поддержало управление образования города Иваново, по согласованию с Еленой Юферовой мы составили программу школьного тура и каждый месяц показываем спектакль в одной из школ. Уже были в лицее «Гармония», гимназиях № 32 и 30, а в январе будем выступать в школе № 5. Надеемся, что в дальнейшем познакомимся и с другими учебными заведениями.

Конечно, это намного больше, чем просто театр. Такое взаимодействие помогает и взрослым, и подросткам лучше понять особенных людей. Ошибочно мнение, что где-то глубоко в особенном человеке сидит нормотипичный человек и, выстроив программу реабилитации и программу занятий, его можно выманить на поверхность. Это невозможно. Человек с особенностями останется человеком с особенностями. Но это не значит, что он менее талантлив или менее интересен. И, как и у всех остальных, у особенных людей есть потребность – быть занятым и нужным.

Светлана ГРИГОРЬЕВА

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам