Жизнь в вечной сырости
«Мы уже даже не знаем, куда обращаться, – отовсюду получаем какие-то отписки, а с потолка продолжает течь вода», – Александра Черногалова показывает разводы на потолке, отстающие обои и почерневший линолеум. В ее квартире витает ощутимый запах сырого цемента и плесени – и это зимой, при отрицательной температуре на улице и нормально работающем отоплении. Молодая женщина живет в этой «трешке» на улице Танкиста Александрова, 9, больше десяти лет, и все эти годы пытается добиться от управляющей компании ликвидации постоянных протечек.
Квартира расположена на 9-м этаже, выше – только технический этаж и крыша. «У нас на техническом этаже расположены коммуникации, плюс регулярно течет кровля, дом панельный, и вся эта вода попадает к нам», – говорит Александра. В семье двое детей, старшей дочери 13 лет, младшей – всего два года. У самой женщины из-за плесени и сырости в квартире уже возникли проблемы со здоровьем.
Домом № 9 по улице Танкиста Александрова управляет «Центральная управляющая компания» (ЦУК). «Мы регулярно обращаемся туда, когда возникают протечки, но на нас, похоже, уже не реагируют, – Александра обреченно разводит руками. – Летом после ливня в комнате старшей дочери с потолка рухнул кусок штукатурки. По счастью, ребенка в это время не было. Но никаких действий управляющая компания так и не предприняла, даже акт не составили».
Александра говорит, что у соседей наблюдается такая же картина, они тоже жалуются, управляющая компания иногда латает рубероид на крыше. Но заметного эффекта эти работы не дают. «Над нами на техническом этаже расположен водонакопитель, возможно, именно из-за этого возникают протечки, – говорит муж Александры Виталий. – Были случаи, когда ночью по стенам санузла текли потоки воды, на полу собирались лужи. Но добиться внятного ответа, что происходит и когда мы сможем жить в нормальных условиях, нам так и не удалось».
Осенью прошлого года терпение у Черногаловых лопнуло и в сентябре они написали жалобу в Госжилинспекцию с просьбой принять меры к управляющей компании. Оттуда обращение перенаправили в мэрию, в управление ЖКХ, поскольку в доме есть муниципальные квартиры. В октябре им пришел ответ за подписью начальника управления ЖКХ Дмитрия Растатурова, в котором сообщалось, что по их жалобе будет проведена проверка, о результатах которой они смогут узнать… в декабре!
«К нам действительно приходила комиссия, мы им все показали, они поохали, поахали, пообещали составить акт, – говорит Александра Черногалова. – Но мы этот акт так и не смогли увидеть – какие нарушения они обнаружили, какие меры приняли. Я работаю, у меня маленький ребенок, муж тоже работает, и у нас нет возможности специально приехать в мэрию, чтобы прочитать акт. А на сайте ГИС ЖКХ, куда документ должны были выложить, он так и не появился».
Впрочем, в мэрии говорят, что документ есть, а результаты проверки – шокирующие для семьи Черногаловых: никаких нарушений в содержании кровли не выявлено. Возможно, потому, что следы осенних протечек к 29 ноября – дате проведения проверки – уже просто успели высохнуть.
Другой результат проверки и жалоб – «ЦУК» почему-то перестал реагировать на жалобы Черногаловых. Когда в новогодние праздники у них опять начался потоп (хотя на улице было минус 5 и шел снег), до аварийной службы они дозвониться не смогли. Из-за протечек начались проблемы с электрикой – произошло короткое замыкание, во всей квартире перестали работать розетки, а в одной из комнат электроснабжения не было полностью. «Мы вызывали и сантехника, и электрика из управляющей компании, но без толку, – рассказывает Виталий Черногалов. – В конце концов были вынуждены ремонтировать проводку самостоятельно».
Где потечет вода в следующий раз и к каким проблемам это приведет – Черногаловы боятся даже предполагать. Говорят, что из-за всех этих «мокрых» дел, похоже, скоро начнутся проблемы с самим домом. «Когда на улице сильный ветер, слышен какой-то скрип, как будто панели смещаются, – Александра прижимает к себе маленькую Юлю, которая не понимает, почему взрослые так расстроены. – Бывает очень страшно. Я, конечно, не специалист, но мне кажется, что если и дальше никто не будет ничего предпринимать, эти панели просто рухнут».
Похоже, что у Черногаловых осталась одна надежда – на обращение в прокуратуру. Сейчас они собирают документы, чтобы представить надзорному органу материалы о последствиях бездействия «Центральной управляющей компании». Конечно, странно, что ни муниципальный жилищный контроль, ни Ивгосжилинспекция не обнаружили никаких нарушений в квартире, где пахнет сыростью и с потолка падает штукатурка. Странно и то, что никому нет дела до того, что семья с двумя детьми живет в таких условиях. Получается, что контролирующих органов у нас множество, но никакой защиты простые горожане у них получить не могут.