Тревожная параллель
«Система строилась несколько десятилетий. Спортсмены порой меняют регион проживания, уезжают жить, учиться илитренироваться в лучшие условия,к лучшим тренерам. Изначально система задумывалась для того, чтобы сгладить последствия таких переходов для регионов как в моральном (очки, медали, места), так и в финансовом плане (затрачены средства на подготовку, хочется какой-то компенсации)», – рассказывает ивановский тренер по легкой атлетике Александр Белов.
Из самых известных современных ивановских параллельщиков можно назвать бегунью Александру Гуляеву (Ивановская область/Москва), прыгуна в высоту Михаила Веревкина (Ивановская область/Москва), конькобежек Елену Сохрякову (Ивановская область/Краснодарский край) и Анну Опытову (Ивановская область/Московская область).
Для спортсменов из бедных регионов параллельный зачет – это, по сути, возможность не бросать спорт, получать финансирование, выступая за более богатый субъект, тренироваться в лучших условиях. Договор о параллели заключается между соответствующими органами исполнительной власти субъектов, отвечающими за спорт, и визируется всероссийской спортивной федерацией.
В начале этого года поползли слухи о том, что Всероссийская федерация легкой атлетики не пожелала визировать соответствующий договор между департаментом спорта Ивановской области и министерством спорта Москвы. Проблемы возникли только у легкоатлетов, и только выступающих в параллели с Москвой. Например, Александра Гуляева выступала на традиционном турнире «Рождественские старты» уже исключительно за столицу.
Как поясняет президент федерации легкой атлетики Ивановской области Владимир Некрасов, проблема не нова. Уже не первый год возникают сложности с визированием заключенных договоров. И в Иванове не до конца понимают, чья это инициатива – федерации или минспорта Москвы, где не желают делиться успехами спортсменов. «В официальных списках Минспорта страны, где прописаны имена членов сборных команд, значится параллельный зачет. На коммерческих турнирах, таких как «Рождественские старты», спортсмены уже выступают исключительно за Москву. В этом году мы решили вопрос с визированием, ждем копии договоров по троим нашим спортсменам: Александре Гуляевой и прыгунам в высоту Михаилу Веревкину и Дмитрию Ходаницкому. Но подобная ситуация вновь может произойти в 2020-м», – рассказывает Владимир Некрасов.
Проблема отодвинута на год, но не решена. Чем отмена «параллели» может быть чревата для ивановских легкоатлетов? По прикидкам Александра Белова, карьеру завершат процентов 30 элитных спортсменов.По бытовым причинам. Ну а те, кто живет и тренируется в других регионах, там же и останутся.
***
«Зачастую спортсмен-параллельщик никуда не уезжает, а остается в своем регионе у своего тренера, живет и тренируется дома. С региона-донора он получает дополнительное финансирование. Деньги на подготовку, на экипировку и инвентарь, поездки на тренировочные сборы и соревнования, премии. Домашнее финансирование, пусть и скромное, остается. Тренер часто получает доплату из другого региона. Параллельный зачет– единственный способ выжить и продолжить тренировки для провинциальных спортсменов. Так, ставка спортсмена-инструктора в Ивановской области составляет около 7 тысяч рублей. Что можно сделать на эти деньги? Ничего! Бросай спорт, иди работать!
Что система дает богатым регионам? Готовых спортсменов высокого уровня. Не надо ждать результатов от своих воспитанников, проще купить готовый результат. Тем более что они сами просятся! Провинциальный спортсмен прикрепляется к московскому тренеру, который просто получает за него зарплату в Москве. Бывали случаи, что в группе московского тренера одни параллельщики, которые сидят у себя в регионах, а он получает зарплату 120 тысяч рублей, звания и регалии. Справедливо? Не совсем!Бывает, что на чемпионате России по легкой атлетике (это пример команды Ивановской области) выступают только спортсмены, которые уже живут в Москве и в Подмосковье. Из Иванова никто не приехал. Но очки идут, команда как бы выступает», – поясняет Александр Белов.