АО «Ивгортеплоэнерго» ведет капитальный ремонт на пересечении проспекта Текстильщиков и улицы Маршала Василевского
Реконструкция не отменяет обязательств по поддержанию дороги в достойном состоянии
В областном центре состоялся стрит-арт фестиваль 
Принято решение о реставрации старейшего кирпичного здания в Иванове
В Юрьевце открылся 18-й Международный фестиваль имени режиссера Андрея Тарковского
«Соловьиные вечера»: наш регион снова принимает участие в «народном мониторинге»
Малыши чуть ли не с рождения сталкиваются с совершенно новыми требованиями и запросами общества

Ритм жизни современного человека ускоряется. И речь идет не только о взрослых. Малыши чуть ли не с рождения сталкиваются с совершенно новыми требованиями и запросами общества. Как родителям воспитать гармоничную личность? Стоит ли идти на поводу моды и нагружать ребенка с самых ранних лет развивающими занятиями? Об этом – в интервью с детским педагогом-психологом, лауреатом и дипломантом различных конкурсов педагогического мастерства, автором уникальной методики по развитию эмоционального интеллекта воспитателей детских садов и детей дошкольного возраста Надеждой Моториной.

– Надежда Владимировна, вы ведете прием в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области. На ваш взгляд, с какими проблемами чаще сталкиваются современные дети и их родители?

– Если это дошкольники, то основная родительская цель – воспитать гармоничную личность: взрослые хотят вложить в детскую головку как можно больше знаний, умений, навыков. Поэтому поступает очень много запросов по поводу развития и воспитания. Но также часто родители обращаются по поводу поведенческих нарушений, из которых самое распространенное – проявление агрессии. Причем часто обращаются не только родители агрессоров, но и родители тех ребят, которые не могут в силу своих личностных и физиологических особенностей дать сдачи, постоять за себя. Часто от родителей звучит просьба научить их скромного ребенка дать отпор.

– А этому можно научиться?

– Вопрос в том, надо ли это делать. Есть дети, которым противоестественна агрессия – у них определенный тип нервной системы. Да и сама целесообразность такой ответной реакции под вопросом. Гораздо лучше привить умение конструктивного решения возникших конфликтов. Для этого стоит вспомнить, что любая ситуация имеет под собой реальную причину. Помочь ее увидеть должен взрослый человек: если это дошкольное учреждение – то воспитатель, если это детская площадка – то родитель. Задача взрослых – увидеть корень проблемы, а также попытаться найти методы, приемы и способы решения конфликта с помощью вербальных навыков и коммуникативных способностей.

– Родители стремятся к воспитанию гармоничной личности, стараясь вложить как можно больше. Нет ли тут противоречия? Не приводит ли излишние амбиции родителей к нервным срывам у детей?

– И такие ситуации бывают очень часто. Взрослые должны помнить, что дошкольное детство – это период игры. Подменять игру различными развивающими занятиями, будь то английский или математика, нельзя (это возможно лишь как дополнение). К тому же в игровой деятельности ребенок получит гораздо больше. Допустим, «Лего» развивает не только мелкую моторику, но и фантазию, конструкторские способности, пространственное восприятие. Это намного полезнее академических задач на логику.

– Часто для детей раннего возраста самой любимой игрушкой становится сотовый телефон…

– Ребенку с самого раннего возраста интересно то, что чаще всего бывает в руках у взрослого. Ему не будут интересны игрушки, если по 15 часов в сутки телефон в руках у его родителей. Потому самая первая рекомендация – посмотреть, сколько времени вы сами проводите с телефоном. Если много, то требовать от ребенка не проявлять интерес к гаджету – контрпродуктивно.

– С какого возраста можно все же приобщить ребенка к современным технологиям?

– От года до трех лет гаджеты должны быть исключены полностью, с трех лет минимизированы. Главным образом потому, что с телефоном они принимают статическую позу, а дети должны двигаться. Кроме того, у них еще нет восприятия пространства и времени, и когда мы предлагаем ограничить игру десятью минутами, ему это просто непонятно и приводит к конфликту. При некоторых нарушениях здоровья сотовые телефоны вообще запрещены.

– Вы сказали, что основной поток обращений – агрессия и конфликты. С чем это связано и как это изменить?

– В каком из последних фильмов или даже мультфильмов конфликт был решен без применения силы? Модели конструктивных способов решения конфликтов не позиционируется ни средствами массовой информации, ни современной детской литературой. Поэтому решение «кто сильнее, тот и прав» накладывает свой отпечаток. Очень важно, особенно в дошкольном возрасте, фильтровать то, что видит ребенок. Хорошо, когда родитель и дошкольник смотрят мультфильмы вместе – все увиденное можно обсудить, сделать выводы и провести параллели с реальной жизнью. И самое главное, о чем часто забывают родители, – общайтесь со своими детьми, обсуждайте жизненные ситуации, играйте вместе. Это очень важно и позволяет избежать многих проблем в будущем.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

На пляже включите голову

Почему, по мнению спасателя, люди тонут 

Им место – на свободе

В Ивановской области работает центр реабилитации диких животных и птиц

Каждый врач должен уметь…

Первый англоязычный выпуск Ивановского медуниверситета

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам