Когда засыпает город
Специалисты выходят на смену, когда город пустеет. Рабочий день начинается в восемь вечера с медицинской проверки, ею же смена заканчивается. Доктор измеряет пульс, давление, устанавливает факт отсутствия алкоголя в крови и решает, выпускать водителя на линию или нет.
Контроль проходят и машины. Все в порядке – механик подписывает путевой лист, замечена неисправность – технику чинят. В среду на прошлой неделе одну машину забраковали и направили в ремонтную зону.
Кого обрызгают грязной водой
С комбинированной дорожной машиной, на которой мне разрешили проехаться, все отлично. Специалист Сергей Сычев на здоровье тоже не жалуется. Он уже заправил двенадцатитонную бочку водой (ее хватает на восемь километров) и ожидает нас около путепровода через Павловский овраг.
До встречи с Сергеем я предполагала, что меня встретит колонна машин, напоминающих весьма подвижных бегемотов, брызгающихся в воде. На самом деле машина, которая приведет улицу Парижской Коммуны в порядок, всего одна. Ее для неширокой проезжей части вполне достаточно.
Вскарабкаться в салон не так просто. Чтобы открыть дверь кабины, приподнимаюсь на цыпочки и протягиваю руку вверх. Подтягиваюсь для того, чтобы взобраться по трем широким ступеням. В двухместном салоне просторно. Пока располагаюсь, специалист сообщает по рации: «Трогаемся».
Кого обрызгают грязной водой
Мы едем со скоростью 15 километров в час на третьей передаче. «Полетишь – грязь и пыль останутся на асфальте», – объясняет водитель и замечает, что песок сегодня на проезжей части сухой. Для того чтобы его смыть, придется проехать дважды. Другое дело – работа в дождь. Не нужно мыть дорогу по краям, где стоят лужи. Начинают дорожники с середины, после моют парковочные места и остановки. Насос черпает воду из бочки и создает давление в восемь атмосферных единиц – этого напора достаточно, чтобы смыть грязь.
Раньше Сергей работал на дорожном пылесосе днем. Но вот уже несколько лет дежурит с 20:00 до 8:00. Признается, чтобы за рулем быть бодрым, отсыпается в нерабочее время и умывается холодной водой. Семья с такой работой мирится. Только четырехлетний сын постоянно спрашивает, почему папы ночами нет дома.
На дороге Сергей внимателен, осторожен и спокоен. Интересно, что люди со взрывным характером на этой работе долго не задерживаются. Не выносят ночного ритма жизни и машин, идущих на обгон, подрезающих уборочную технику.
И все-таки Сергей отмечает, что машин в ночное время мало, работать не мешают. «Многие относятся с пониманием: уступают дорогу, прижимаются к обочине. Но есть те, кто не может немного подождать, обгоняют справа, а после жалуются, что их обрызгали грязной водой. К сожалению, по-другому не получится: техника смывает грязь к бордюру с правой стороны».
Улыбаемся и продолжаем работать
Еще одна проблема – неадекватные пьяные. Они ложатся под колеса с требованием их помыть. Дорожники останавливаются, выключают насос, ждут, пока люди уйдут, и продолжают свой путь.
Город моется с апреля по сентябрь. При первых заморозках технику подготавливают к зиме. Специалисты меняют бочки с водой на кузова с песком, устанавливают плуги для очистки снега. Когда летят белоснежные хлопья, Сергей вместе с коллегами обрабатывает дорогу песко-соляной смесью, плугом и щеткой подметает улицы. Работать приходится и в Новый год.
– Толпы народа гуляют, машут нам, свистят, кричат: «Бросайте работу, давайте встречать».
– А вы?
– Улыбаемся и продолжаем трудиться.