БАННЕР
Константин Соцков
Владимир Шарыпов руководит городом три года. На следующей неделе мэр уже по традиции выступит перед жителями. А сейчас он дал развернутое интервью «Рабочему краю». Говорили не столько о городских проектах, сколько о специфике работы мэра и политическом закулисье.

«Я пришел побеждать»

– В 2016 году ваш переход на пост мэра был, мягко говоря, стремительным. Взрыв дома на Минской, погодные катаклизмы, проблемы с уборкой города. Не каждому мэру за всю карьеру «выпадает» такое разруливать, а тут всё скопом, да еще в самом начале. Не было желания всё бросить?

– Не было даже и мысли такой – наоборот. Хоть формально я еще не находился в должности (было только объявлено решение отборочной комиссии), но уже чувствовал, что должен взять координацию в свои руки. Нельзя заранее быть готовым к трагедиям, но важно уметь внутренне мобилизоваться и предпринять все необходимые меры.

Когда мэром был Алексей Хохлов, его ругали за то, что на окраинах не кошена трава. Хотя не думаю, что ситуация до него была другой. Часто бывает важно просто объяснить, почему делается так, а не иначе – нужна публичная позиция. По выкосу травы у нас она была: выкашиваем в первую очередь там, где этого требует безопасность. А, например, если кому-то трава мешает во дворе – возьми косу, триммер и скоси. По уборке города – отдельная грустная история.

– И вас тоже пытались ругать за уборку, но ведь банкротство МУП САЖХ началось гораздо раньше, еще при Фомине и Кузьмичёве?

– Да, это давняя история. Предприятие задолжало одному из дорожных холдингов. Когда я пришел, они принесли исполнительный лист на 40 млн рублей, которые нужно было возвращать. Нам удалось разобраться с ситуацией и избежать банкротства предприятия. Это было непросто и не могу сказать, что сейчас проблемы с долгами полностью решены. – Тогда ощущался негативный настрой к власти в целом, ждали провала от любого, кто бы ни занял кресло мэра. Может, из-за отмены местных выборов? – Возможно. Напряжение и правда чувствовалось, но это мне только помогло собраться. Я пришел сражаться, побеждать, доказать, что способен работать.

– Доказали?

– Всем доказать что-то невозможно, да и не нужно, наверное. Мэр – это лицо, на которое проецируется ответственность за всё плохое, что происходит в городе. Обычно человек любую свою проблему персонифицирует. Президент, губернатор, мэр – они за всё отвечают.

Тут главный вопрос – доказал ли я себе. Думаю, да. Могу сказать, что мне не стыдно за свою работу.

«Система инертна»

 – Перед тем как занять должность мэра, были какие-то ожидания или иллюзии насчет работы?

 – Иллюзии, конечно, были. Они касались того, что что-то можно решить быстро. Вот пример. Я всегда ездил и думал, почему начинают красить кривые и ржавые ограждения. Возьми, постучи молотком, они легко правятся. Когда пришел на должность, сказал, что красим теперь только после того, как поправим и очистим от ржавчины. Но до сих пор эта, казалось бы, небольшая проблема, не решена. Те люди, которые работают на покраске заборов, получают слишком маленькие деньги, чтобы быть замотивированными. Плюс мало кто заинтересован в том, чтобы моя идея дошла до исполнителя. Система инертна. Можно сто раз объяснить всем на планерках, что нужно сделать и почему это нужно. Люди будут соглашаться, но не действовать.

– С этим как-то можно бороться?

 – Это лечит только время и замена людей. Причем не руководителей, а именно среднего звена. Замена на тех людей, которые разделяют твои ценности. Если человек работает в управлении рекламы или муниципального контроля, его должна раздражать несанкционированная продажа стеклоомывателя или облезлая вывеска. Человек должен видеть проблему. Архитекторам должна не нравиться уродливая точечная застройка и так далее.

Еще один хороший пример – приподнятые пешеходные переходы. Два года прошло до того, как мы их начали делать. Подрядчики и проектировщики долгое время искренне считали, что это вредит безопасности, и сливали исполнение. Сейчас с этим разобрались. В городе начали появляться современные элементы безопасности: не только приподнятые переходы, но и островки безопасности, антикарманы, диагональные переходы. Да даже бочки с песком перед подъемами для фур и сферические зеркала на перекрестках с затрудненным обзором.

– Что планировали сделать в первую очередь? Получилось?

– Целей было несколько. Считал, и сейчас считаю, что детям нужно уделять больше внимания. Улучшать условия, в которых они учатся и развиваются. Стараемся ремонтировать школы, наконец начали строить новую на улице Генерала Хлебникова, запроектировали еще одну в Суховке. Открываем молодежные локации, учреждения дополнительного образования и спортивные объекты. Это всё важно, потому что, если ребенку после школы некуда будет пойти, то он пойдет на улицу. И что он там будет делать, никто не проследит. Мы не можем рисковать нашими детьми, значит, нужно дать им возможность реализоваться. Всерьез думаем о скейт-парках сейчас.

Вторая цель – достроить Западный обход, чтобы вывести транзитный и большегрузный транспорт из города. Здесь всё получается, уже в этом году сможем, минуя центр, проехать по направлениям Кострома – Ярославль – Москва.

И третье – это, конечно, земля и стройка. Было время, когда дома строили с парковками из расчета 2-3 места на десять квартир. Сейчас ежегодно мы увеличиваем площадь под парковочные места, для новых проектов норма уже 6 мест на десять квартир. Застройщики недовольны, мы в свою очередь пытаемся им какие-то решения предложить. Ситуация меняется, рано или поздно придем к подземным паркингам.

Первый год у меня вообще была война за землю, которую уже к тому времени раздали: за Кокуй, за участок у мемориала Героям фронта и тыла, за землю напротив «Серебряного города» и многие другие.

 – Много еще проблемных участков по городу?

 – Много, но становится меньше. Мы стараемся дожимать, но если участок в частной собственности, то сложно что-то сделать. Мы выставляем приемлемую этажность, обозначаем адекватные требования по парковкам – ликвидность участка уходит и становится на очередную свечку во дворе меньше. Это если говорить о хвостах из прошлого.

А вообще, нужно было менять сам принцип, по которому такое распределение и освоение земли было возможно. И мы поменяли. Сейчас уже нельзя не платить за землю в городской бюджет. Все действия с землей теперь в публичной плоскости. В плане архитектурного облика ситуация исправляется. Самые главные городские проблемы.

– А какие самые насущные нерешенные проблемы? Топ-3 – по мнению Владимира Шарыпова.

– Здесь я субъективен, потому что нахожусь в том информационном поле, которое создают журналисты, подписчики в соцсетях, жители с обращениями. Может быть, я и не считал бы наш транспорт одной из главных городских проблем, потому что видел транспорт, например, в Астрахани или в Краснодаре. Там, на мой взгляд, хуже. Но то, что где-то хуже, не повод расслабляться, поэтому первая проблема – общественный транспорт.

Варианты решения есть. Сначала хотели разорвать все договоры по маршрутам и заново их разыграть, но уже с грамотным контрактом и четкими правилами игры, расписанием, фиксированным количеством машин и так далее. Готовили нормативку, нарисовали новую схему, уже после предложения НИИАТ. Сейчас есть вариант кардинально всё поменять, войдя в федеральную программу. Ждем критериев, посмотрим, подойдет ли Иваново.

Вторая проблема – мусор и управляющие компании. Такой сложной ситуации с помойками я не помню. Удивляет формальный подход и регоператора, и управляшек и даже иногда причастных ведомств. Можно, конечно, надеяться и всех пытаться убедить, что дыры и в мусорной проблеме закроет городской бюджет, но он просто не осилит. Люди уже второй год платят деньги отдельно за уборку мусора (и не в бюджет), а ощущение, что становится только хуже.

Ну и третье. Не хватает городу пространств, локаций для отдыха и спорта, мест, куда можно сходить с детьми. А если они есть, люди о них мало знают и не пользуются ими.

– А, например, вам лично какого пространства не хватает?

– Какого-нибудь «Кидбурга» (детский развлекательный комплекс, воссоздающий уменьшенную и упрощенную модель настоящего города. – Прим. ред.), аквариума, аквапарка, большого зоопарка. Животных нельзя содержать в тех условиях, как сейчас. Это ужасно.

В городе должна быть жизнь, чтобы человек, находясь в Иванове, не чувствовал, что жизнь где-то не у нас, а в Москве, Питере или Ярославле. Это проблема. Хочется, чтобы было больше событий и у человека был выбор. Мы начали проводить, например, лекции в библиотеках, но мало людей ходит, потому что пока нет привычки. Люди живут со стереотипом, что в Иванове ничего хорошего нет и быть не может. Думаю, должно пройти время, чтобы люди привыкли к тому, что город меняется.

«Чемоданного настроения нет»

– В этом году у вас было переназначение. 2020-й год – выборный, после избрания нового состава думы опять будет конкурс. Нет ли чемоданного настроения и не мешает ли оно работать? Реально ли в таких условиях реализовывать долгосрочные проекты?

– Вообще не мешает, чемоданного настроения нет в силу объективных причин. Во-первых, я глава неизбранный. Дума в любой момент может вынести решение о недоверии – и до свидания. Но если этого ждать, то тогда работать не получится. Нужно быть эффективным здесь и сейчас.

– Лично вы как гражданин как относитесь к прямым выборам мэра?

– Положительно. Но у каждого плюса есть свои минусы. Сейчас, в отсутствие реального ресурса и полномочий у органов местного самоуправления, главное – сохранять хорошие отношения с регионом. И если на волне популизма в мэрию придет человек, который во главу угла ставит политику, то ничего из этого хорошего не получится, только ухудшится состояние городского хозяйства. Но если бы выборы мэра вернули, я бы в них с удовольствием принял участие и, надеюсь, выиграл.

– По поводу отношений с регионом. С губернатором Станиславом Воскресенским удалось выстроить рабочие отношения?

 – Удалось. Станислав Сергеевич большое внимание уделяет областному центру, проблемам его жителей, он на самом деле понимает, насколько значим областной центр. А для меня это и важно, ведь я отвечаю именно за город Иваново.

«Многие депутаты потеряли способность разговаривать с жителями»

– Год назад в интервью «РК» вы говорили, что отношения с депутатским корпусом сложились полностью. Планировали увязывать деятельность народных избранников в округах с работой мэрии. Получилось?

– С кем-то получилось, с кем-то – нет. Многие депутаты откликнулись и активно работают на округах. Вообще, я думаю, депутат, зная потребности людей, должен распределять бюджет, например, на уличное освещение, вывоз мусора, асфальт, определяя, что нужно сделать в первую очередь. Но многие депутаты потеряли способность разговаривать с жителями. Они не владеют повесткой, боятся людей.

– Почему?

– Наверное, система, в которой они раньше работали, их к этому привела. Других ответов у меня нет. Опять же, подчеркну, мы говорим не про всех, а про некоторых. Они не пробовали общаться с жителями. Когда-то полагались на чей-то ресурс, авторитет мэра или губернатора, и у них всё получалось. Не знаю, как сложатся следующие выборы для этих людей. Могут быть проблемы.

 – Нет опасений, что таких депутатов станет больше в думе?

– Опасения есть. Спросом начинают пользоваться популисты, которые за слова не отвечают и не хотят ни в чем разбираться. «Мы за всё хорошее, против всего плохого», но никаких конструктивных предложений от них нет. Есть опасения, что придут какие-то политиканы. Текущий состав городской думы, несмотря на то, что есть у нас противоречия, всегда на конструктивной волне. Есть опасения, что ситуация может осложниться.

– К переназначению, случившемуся в этом году. Насколько вам сложно далось это решение? Долго раздумывали над тем, идти или нет на конкурс?

– Долго. Я действительно в тот момент понял, что многие проекты даже этого года могут сорваться, если снова будет переходный период, если даже на две недели – месяц немного отпустим какую-то тему.

В целом то, что хотел сделать за 2,5 года, я сделал. Западный обход достраивается, «Кванториум» открыт, начинались работы по второй очереди «Притяжения», школа, садик строятся, есть новые проекты с хорошими шансами на реализацию, с дорогами ситуация улучшается. Много внутренних изменений, с землей или рекламой, например. Больше нельзя будет вернуться к старой системе имущественных отношений. По-тихому что-то делать уже не получится, теперь всё публично. Опять же МУП ИПТ и САЖХ удалось сохранить. По моим ощущениям люди видят последовательность в том, что сейчас делает мэрия.

А новые цели и проекты, конечно, тоже есть, о них расскажу жителям, как всегда, в ноябре. Важно, чтобы ивановцы понимали, что происходит и куда мы двигаемся, нужна публичность и честность.

– За три года ивановцы уже заметили, что вы ориентируетесь на мнение жителей, прислушиваетесь к их предложениям. Селфи-маршрут – тоже инициатива жителей. Сейчас с чем-то похожим обращаются?

 – Есть обращение по созданию скейт-парка у «Современника». Он неплохо бы смотрелся и в районе меланжевого комбината. Сейчас там пустырь, а может появиться молодежная локация. Идею селфи-маршрута мы не оставили, но ее надо выводить на более качественный уровень. Есть проекты, и будет продолжение. Мы изучили реакцию общества и поняли, какие объекты интересны. Нужно, чтобы они были красивыми и многофункциональными.

– Вы создали образ «мэра с человеческим лицом», а не сухого чиновника. Постоянная активность в соцсетях, открытость, море общения – не устаете от этого больше, чем от основной работы?

 – В соцсетях масса людей озлобленных, разочарованных, которые никому не верят. Усталость от этого есть. Но она не бОльшая, чем усталость от общения с чиновниками, у которых тоже своя специфика. Но в любом случае работа мэра – очень интересная. Она разноплановая. Руководить крупной структурой с большими ресурсами выпадает не каждому. Тем более это родной город. Я жил во многих районах, у меня к каждому из них есть личная эмоциональная привязка. И я бы, наверное, с меньшей вовлеченностью руководил любым другим городом. Работу мэра я воспринимаю как мой личный шанс, возможность сделать что-то полезное для города, хорошее.

Придумали, как сократить пробку в районе площади Пушкина, есть планы по разгрузке Кохомского шоссе. По комфортной среде интересные проекты на следующий год. Учителей и работников образования думаем, как поддержать. Да много еще дел.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Эксклюзив РК
Николай Голубев

Палех нараспашку

Праздничные свидетельства, которые никогда не публиковались 

Екатерина Сергеева

Новое в схемах дорожного движения 

Где разместить остановку общественного транспорта, можно ли разрешать на перекрестке левый поворот, как обезопасить пешеходный переход?

Екатерина Сергеева

Сквер в Московском: финальный аккорд?

Что получат жители микрорайона

Наталья Мухина

По тюбику на класс

Чем создают «новогоднее настроение» в школах?