БАННЕР
Ситуация в области и в городе
потребителей товаров и услуг
ЦКиО приглашает на первый полуфинал конкурса
стали участниками конкурса "Педагогический дебют"
Что происходит и что делать?
в Международный день защиты персональных данных
Николай Голубев
В Ивановском художественном музее планируют масштабно показать произведения Михаила Пырина в наступающем году и надеются, что кто-то из ивановцев еще сможет поделиться информацией о жизни художника

Инна Логиновна Пырина позвонила в художественный музей за несколько дней до своей смерти. Она жила в Ярославской области на берегу Рыбинского моря – в небольшом поселке Борок, который построили в 1950-е для сотрудников Института биологии внутренних вод (он находится в ведении Академии наук). Пожилая женщина сказала по телефону, что хочет передать в ивановское собрание три работы своего деда. 

Когда машина из нашего музея была уже на пути к академпоселку (до него пять часов дороги), стало известно, что дарительница умерла. Кто теперь передаст картины? Случится ли это? 

Воля Инны Пыриной была исполнена. Три картины в простеньких старых рамах сейчас в Иванове, в январе их представят публике. Это небольшие портреты: ткачиха за работой, подросток у окна, двое мальчишек. Директор художественного музея Людмила Воловенская считает, что это одно из самых ценных дарений за последние десятилетия.

Из Москвы – в глухую деревню

Михаил Семёнович Пырин (1874–1943) – автор трех этих портретов – возможно, самый успешный из всех ивановских живописцев. Ему было двадцать пять лет, когда его работу «В гости» приобрела Третьяковская галерея. Уже в советский период она несколько десятилетий висела в постоянной экспозиции, репродуцировалась на открытках. 

ВРЕЗ: Михаил Пырин родился в Казани, где его отец – ярославский крестьянин – работал продавцом в магазине. Видимо, семья жила относительно благополучно, и мальчика вовремя отдали в начальную школу, затем он поступил в городское училище, где среди прочих предметов было и рисование. Получив аттестат, полтора года проработал в слесарной мастерской и на котельных работах. Но, как отмечается в биографии, «отцу стало жалко мальчика. Ценя пристрастие сына к рисунку, он определил его в мастерскую церковной живописи». В 18 лет Михаил Пырин уехал в Москву и поступил в художественное училище (МУЖВЗ), где его наставниками стали К. Коровин и В. Серов. 

Людмила Воловенская обращает внимание на самобытность Пырина: «Конечно, во время заграничной учебы он многое взял у импрессионистов: для него важна атмосферность, характерен дробный мазок. Но этот мазок – чисто пыринский. Я ни у кого из художников такого не видела». Здесь поясню: после окончания художественного училища Пырин был награжден командировкой в Европу. За год он объездил музеи Франции, Италии, Германии, учился в Париже. А дальнейшая его творческая судьба на родине – необычна. 

Имя художника уже был знакомо публике, он участвовал в передвижнических выставках (известен даже положительный отзыв Антона Чехова по поводу пыринской картины). Но живописец будто сторонился надвигающейся славы: он не примкнул ни к одной из художественных группировок, а после революции и вовсе уехал (сбежал?) из Москвы в глухую деревню – в Ярославскую область. 16 лет он крестьянствовал, лишь иногда садясь за мольберт. 

Мальчик с портрета

К «ссыльному» периоду и относятся три картины, поступившие сейчас в собрание Ивановского художественного музея. На двух портретах повторяется лицо одного и того же юноши – вероятно, это сын художника. У него было редкое имя – Логин. 

В 1934 году вся семья переезжает в Иваново – в Дом специалистов, на улицу Громобоя. Михаила Семёновича Пырина пригласили преподавать в художественном училище. В 1940-м проходит большая выставка его картин: сначала в Иванове, а потом и в Москве. Из тогдашней публикации «Рабочего края» процитирую лишь один абзац, который можно отнести и к двум из «найденных» сейчас портретам: «Дети на картинах Пырина далеки от сантиментальной идеализации, они подчас некрасивы, но неизменно оставляют ощущение здоровой жизненной силы. Сохраняя всю непосредственность детства, крестьянские ребятишки его полотен крепки, напористы, как-то по-мальчишески мужественны».

В 1941 году мужественный мальчишка с портрета – повзрослевший и выучившийся Логин Пырин – ушел лейтенантом на фронт. Он погиб в январе 1943 года. Художник пережил сына на одиннадцать месяцев.

Инне Логиновне Пыриной тогда было девять лет. Получается, что до своего последнего дня она хранила дома юношеский портрет отца, написанный дедом. Уехав из Иванова, она поступила на биофак Московского университета, окончила его с красным дипломом. Работала в Борке старшим научным сотрудником, защитила докторскую диссертацию. Ее имя действительно осталось в науке. А три картины из ее квартиры – теперь в Ивановском художественном музее.

Произведений Михаила Пырина сохранилось не так много, они хранятся в центральных и региональных художественных музеях. Но самая большая коллекция – в Иванове – более тридцати работ. Одна-две картины почти всегда представлены в экспозиции, но монографическая выставка была лишь однажды – в 1961 году. В музее планируют масштабно показать произведения Михаила Пырина в наступающем году и надеются, что кто-то из ивановцев еще сможет поделиться информацией о жизни художника. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

Не чужой

Как живет страна, поставляющая сырье для ивановских текстильных фабрик?

Анастасия Басенко

Ивановский ситец: гордость и предубеждение

Об образе «текстильной столицы»

Наталья Мухина

«Живым бы доехал! Плевать на результат»

В парке Степанова прошла зимняя велогонка

Николай Голубев

Кое-что из архива ивановской ЧК-НКВД-КГБ- ФСБ

Вышла книга об истории органов госбезопасности