«Сроки ограничительных мер зависят от каждого из нас»

Когда пандемия коронавируса добралась до Ивановской области, Роспотребнадзор, ранее не слишком часто упоминавшийся в новостях, стал играть одну из ведущих ролей в жизни региона. Сотрудники этого ведомства принимают участие в многочисленных проверках, которые нередко заканчиваются закрытием торговых точек, участвуют в разработке регламентов и требований. В то же время всё чаще появляются мнения о бесполезности всех этих мер и чрезмерности наказаний.
Павел Колесник, назначенный руководителем регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), уверен, что действия властей направлены не на ограничение свободы, а на обеспечение безопасности людей. Об этом мы с ним и поговорили.
– Многие ивановцы, особенно предприниматели или сотрудники частных организаций, уверены, что Роспотребнадзор становится еще одним карательным органом, придирающимся к каждой бумажке. Вы согласны с таким мнением?
– Категорически не согласен. Ни до пандемии, ни сейчас Роспотребнадзор не был карательным органом. Наша задача – не оштрафовать и не приостановить деятельность какой-либо организации, а используя свои знания и опыт, сделать меры по борьбе с коронавирусом действительно эффективными. И донести до каждого жителя области объективную информацию о том, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье себе и близким.
Нам всем надо осознать: жизнь в условиях пандемии изменилась. Но, безусловно, она должна продолжаться: люди должны зарабатывать, обеспечивать свои семьи, дети должны учиться. Что нужно делать, чтобы обезопасить себя в условиях пандемии? Именно на этот вопрос дает ответ санитарно-эпидемиологическая служба, врачи-эпидемиологи сейчас могут грамотно определить, какие меры нужны, чтобы замедлить распространение коронавирусной инфекции.
Я понимаю, что кому-то эти меры кажутся жесткими и даже в чем-то бессмысленными. Но они основаны на научных данных, и их изменения связаны с тем, что, к сожалению, ученые пока далеко не всё знают о новом коронавирусе. И по мере его изучения могут вводиться новые ограничения. Так было, например, с введением требования об использовании перчаток в общественных местах: оно появилось после того, как выяснилось, что вирус сохраняется на различных поверхностях достаточно долго, порядка 72 часов.
– Кстати, о масочно-перчаточном режиме. Почему вы утверждали на брифинге, что маски надо носить в том числе на улице, а начальник департамента здравоохранения Артур Фокин, наоборот, говорил, что в этом нет необходимости – маски нужны только в общественных местах? Кто все-таки прав?
– Вопрос в том, как и с кем вы контактируете. Если вы вышли из магазина и на улице никого нет или если вы в частном секторе вышли прогуляться по пустой улице, то, конечно, в маске нет необходимости. Но это почти идеальная ситуация. На практике обычно происходит по-другому. Вы выходите из квартиры, нажимаете кнопку лифта, домофона, беретесь за дверные ручки. Если в вашем подъезде проходил больной человек или бессимптомный носитель, то все эти поверхности могут быть загрязнены, а ваши руки становятся фактором передачи вируса. Дальше вы выходите из подъезда, достаете из кармана маску – и вот она уже тоже загрязнена. Надеваете ее – и касаетесь лица загрязненными руками. И чем чаще вы надеваете эту маску (маршрутка – магазин – работа и т.д.), тем больше вероятность инфицирования. Так что проще и безопаснее один раз надеть маску чистыми руками при выходе из квартиры.
Вообще, в случае с защитными средствами, на мой взгляд, большую роль играет привычка. Еще месяц назад на улицах почти все были без масок, а сегодня очень многие ходят и в масках, и в перчатках. Интересно, что быстрее всех адаптировалась молодежь, появилась даже некая мода. На наших глазах возникает новая гигиеническая культура – и это, на мой взгляд, очень хорошо. В конце концов, пандемия пройдет, а привычка мыть руки и тщательно обрабатывать продукты останется – это эффективная профилактика не только COVID-19, но и других вирусных и бактериальных заболеваний.
– С другой стороны, привычка притупляет ощущение опасности и многие начинают относиться к вашим требованиям формально. Те же одноразовые маски и перчатки используются многократно – в том числе из-за цен на них – и это в конце концов сводит на нет весь профилактический эффект. Разве нет?
– Эффективность любых мер зависит только от человека. Сегодня каждый должен понимать: от того, будешь ли ты носить маску правильно, вовремя ее менять или обрабатывать, зависит твоя безопасность и безопасность окружающих людей. Более того: от этого зависит судьба твоего бизнеса, твоих сотрудников или судьба той организации, где ты работаешь. И по большому счету режим ограничительных мер и уровень комфорта жизни людей во всей области. В конце концов, к каждому человеку, к каждому магазину не приставишь полицейского или инспектора. На мой взгляд, это и не нужно. Люди сами должны понимать зону своей ответственности.
Да, есть люди, которые считают, что масочный режим – это покушение на их свободу. Но это не так. Сегодня маски и перчатки – необходимые средства защиты. Нужно осознать, что мир изменился, хотя с этим трудно смириться. Новые требования входят в жизнь каждого из нас – и это неизбежно. Просто, видимо, кому-то надо больше времени, чтобы это понять.
– А требования по заполнению многочисленных бумажек – всех этих чек-листов, журналов измерения температуры сотрудников и т.д.? По большому счету в чек-листе сотрудник может написать что угодно. При этом отсутствие этих бумажек может стать основанием для закрытия предприятия или магазина, даже если все остальные требования соблюдаются. Справедливо ли это?
– Я не соглашусь с тем, что наличие упомянутых вами документов – это формальность. Здесь, опять же, вопрос в отношении. Контроль за состоянием здоровья сотрудников необходим – надеюсь, с этим вы согласитесь?
Один человек, нарушив правила, может заразить 10-20-30 человек на работе. Чек-лист, кстати, носит в определенной мере и характер психологического воздействия: там есть предупреждение об ответственности, в том числе уголовной, за нарушение санэпидтребований, если они привели к заражению людей. То же самое касается и требований к работодателю. Ведь он тоже заинтересован, чтобы его сотрудники были здоровы, иначе предприятие попадет под карантин, а это означает приостановку деятельности, как минимум на две недели. Вряд ли кому-то это сегодня нужно.
– А как быть в маленьких магазинах, где покупатели не соблюдают требования? Продавец не может заставить покупателя надеть маску, а иногда – не может и выгнать его из магазина. И из-за этого магазин могут закрыть? Небольшие торговые точки фактически становятся заложниками недобросовестности покупателей.
– К сожалению, есть и такое. И особенно в первые дни, когда люди очень агрессивно воспринимали эти меры. Но здесь логика железная: либо мы продолжаем сидеть на карантине, не выходя из дома, либо люди начинают возвращаться к обычной жизни, но с определенными условиями. Самое опасное – если мы не будем соблюдать социальную дистанцию, не будем использовать СИЗ: тогда велика вероятность вернуться вновь к строгим ограничениям. И да, если ты работаешь, то отвечаешь за тех, кто пришел к тебе, за своих покупателей и клиентов. Альтернативы нет: либо работаем в таком виде, либо никак не работаем.
Смысл ограничений – безопасность людей. При утверждении регламентов мы стараемся обсуждать их с теми, кому предстоит их выполнять. Некоторые моменты мы корректировали с учетом специфики конкретной отрасли.
– Как вы относитесь к просьбам владельцев и арендаторов ТЦ все-таки разрешить при жестких ограничениях работу торговых центров?
– Сейчас об этом говорить слишком рано. Создана рабочая группа, вопросы эти прорабатываются, но надо понимать: регламент для ТЦ начнет действовать, когда мы поймем, что эпидемиологическая ситуация позволяет открыть торговые центры. Эти объекты – места массового скопления людей. И здесь эпидемические риски наиболее высоки.
– На что вы ориентируетесь при введении или снятии ограничительных мер? И когда все-таки ждать если не отмены, то хотя бы смягчения режима ограничений?
– Я прекрасно понимаю, что сегодня больше всего беспокоит именно неизвестность. Но сразу хочу огорчить: в любом случае то, что сейчас происходит, – это надолго. Ряд ограничений будут довольно длительными. И их жесткость будет зависеть, повторю, от того, насколько добросовестно каждый из нас будет соблюдать противоэпидемические требования.
Критерии отмены ограничительных мер утверждены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и опубликованы. Нужно понимать, что если количество заболевших опять будет расти, то ограничительные меры будут вводиться вновь. Поэтому есть основания вести себя ответственно – и на работе, и в повседневной жизни.
Самые читаемые статьи

Экономика замедляется
В чем ивановская статистика расходится с федеральной

Луч надежды для маленьких героев
Детское отделение гематологии получило жизненно необходимое оборудование

Не использовать нельзя
Могут ли изъять земельный участок, заросший бурьяном

«Все грибы можно есть, некоторые только один раз»
Что объединяет интернет и лесную корзинку